«Золотой бубен»: есть свет впереди

11:49 24 сентября 2009
Главные новости
224
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В середине сентября в Ханты-Мансийске прошел очередной, тринадцатый Международный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Золотой бубен», единственный в России фестиваль историко-просветительного и этнографического содержания. История, быт, человек, время – в центре творческих поисков журналистов, сценаристов, режиссеров, художников, музыкантов, создающих уникальные кино- и телепортреты. На конкурс поступило более 300 творческих работ по 13 номинациям. В нем приняли участие 154 телекомпании и студии из 69 городов России и зарубежья – из Украины, Белоруссии, Армении, Германии, Польши, Финляндии, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, США, Киргизии, Нидерландов.
Мне посчастливилось быть на фестивале среди номинантов, отобранных экспертным советом, - конечно, не в качестве претендента на победу, а гостя. Впечатлений мне, пишущему журналисту, хватит не на одну статью. «Под крылом самолета – зеленое море тайги» и много-много рек, озер, болотного цвета пространства. И вправду – болота, болота, болота. Все это осязаемо создает картину Западной Сибири: безмолвные, фантастически яркие просторы. Особенно впечатляет Ханты-Мансийск, город с более чем 300-летней историей, выросший с почтовой станции до «маленькой Европы посреди Сибири». Сказочный город с современными домами, непременно разноцветными, теплых ярких тонов стенами и крышами, с парками, уникальными по архитектуре Музеем истории и человека, Центром искусств, Домом журналистов, Биатлонным центром, стадом… бронзовых мамонтов. Подумаешь: мало иметь «нефтяные» деньги, надо с умом и любовью к жителям города ими распорядиться. Здесь – сумели. В городе комфортно и постоянным его обитателям, и гостям.
Сразу на нескольких площадках в режиме нон-стоп шли просмотры фильмов. Уважаемое жюри, в которое вошли теоретики и практики кинодокументалистики и тележурналистики из России, Финляндии, Франции, начало работы на два дня раньше. Это были, не позавидуешь, напряженные «трудовые будни». Ведь на фестиваль присылают лучшее, кстати, ни одного фильма специально не создавалось «под фестиваль». Они, как правило, уже были известны зрителям.
Хотелось бы рассказать о многих работах, по форме и содержанию показавшихся наиболее профессионально сделанными, но это ведь невозможно, передам общие впечатления. Все ли знают о том, что дневной показ телешоу «Дом-2» запрещен решением Краснопресненского суда города Москвы по иску граждан? Не все, как оказалось, решают деньги. Оказывается, ожидания зрителей, их неприятие безнравственности на телеэкране под их же, зрителей, давлением, может иметь общественно полезный эффект. «Плохое кино» может и должно уступить место телепрограммам и документальным сюжетам другого сорта. Председатель жюри конкурса, мэтр российской кинодокументалистики Владимир Герчиков сказал: «Я получил заряд оптимизма и творческой энергии. Не все так плохо в нашей профессии».
А председатель экспертного совета, кинорежиссер, сценарист и продюсер Евгения Головня считает, что каждый документальный фильм должен иметь продолжение в содружестве с журналистами печатных изданий, так как летопись жизни требует ежедневного труда. Многие ленты Евгении Головни известны зрителям по фильмам «Лимита или четвертый сон», «Мы из Москвы», «Не казните моего убийцу», «Вся власть любви» («Изменницы»), «Третья версия второй мировой войны» (по дневникам и письмам). В ее планах – создать ленту к 60-летию Юрия Щикотихина. Деньжат бы еще… Много было у Юрия людей, которых он и из беды вытаскивал, и друзьями считал. Иные из них ныне при должностях и, соответственно, при деньгах. Но вот кто из них откликнется?..
Впрочем, как показал фестивальный показ, и малозатратные фильмы могут стать лучшими, если они сделаны талантливо, о самом важном, о поисках человеком своего места в жизни, истории, этносе, семье, сообществе.
Крупный план, минимум закадрового текста, прямая речь, честный монолог как бы самому себе о самом сокровенном – такие нехитрые приемы неигрового кино делают его документальным, в то же время искренним, эмоциональным. Это смотрится, слушается на одном дыхании, оставляет эмоцию, которая долго не отпускает.
Член жюри Элен Мела, профессор филологии знаменитого Сорбонского университета, профессионально изучает и преподает историю русской литературы и культуры. Она вот уже год как живет между Москвой и Парижем, кстати, зимой была в Саратове в музее Константина Федина. Внучка эмигрантов из России она лично делает колоссально много для того, чтобы два народа лучше знали друг друга – через искусство, литературу, историю. Элен призналась, что для нее фестиваль «Золотой бубен» открыл другую Россию, от многих стереотипов заставил избавиться, и она этому очень рада. Сама искренний, открытый человек, поразилась глубине многих работ, философскому осмыслению жизни.
«Через свое ситечко доброты» просеивает прошлое венгерский режиссер и журналист Анна Сабо. Что победит: агрессия, злоба, ненависть или понимание, прощение, гуманность – для нее выбор сделан в пользу будущего, где не казнят прошлое, а понимают его и не повторяют ошибок.
Победители фестиваля получили статуэтки золотых богинь на торжественной церемонии закрытия. Некоторые – из рук губернатора округа Александра Васильевича Филипенко. Он был «своим среди своих» - сам герой времени и делатель истории. Был добр и немного насмешлив. Что мол, журналисты – документалисты, умеющие головы людям морочить, слабó вам всю эту, как он выразился «плесень в головах» вышибить своим правдивым честным кино?
В принципе, не слабо, вон какой потенциал имеется. Через преодоления, через сохранение своей творческой индивидуальности. Не ошибиться бы, как на минном поле: шаг в сторону – и ты ограничен в своих возможностях: мог быть властителем дум, а стал обслугой властителя. На фестивале показали фильм иранских кинодокументалистов «Мина», который потряс всех. Боль, отчаяние, страдание парня, который получил увечье в детстве на минном поле после войны. Не видит, без рук, едва передвигает ноги. Но в его жизни появился Учитель и изменил его жизнь. Научил читать губами, научил преодолевать боль и безысходность, сохранить в себе человека.
«Если тысячи гор перекроют дороги – иди вперед. Боль – первый шаг. Если не допустишь ошибку, отличишь хорошее от плохого – ты преодолеешь. Ты - человек».
Это финальные слова фильма, исповедь сильного человека с неограниченными душевными и духовными возможностями. А мы – с руками и ногами, не слепые и не глухие, талантливые и свободные. Неужели плесень не победим?!
Лидия Златогорская