Этюды в черно-белых тонах

10:48 29 июня 2012
Новости
155
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В клубе ветеранов журналистики «Прекрасен наш союз», действующем при Саратовском отделении СЖ, состоялась презентация альбома гравюр газетчика Виктора Вахлюева
Мастерская

Должность художника-ретушера редакции областной газеты ушла в историю сравнительно недавно. Но саратовские журналисты старшего поколения с любовью вспоминают работавших в их коллективе Анатолия Краснова, Бориса Боброва, Лемара (ему досталось «революционное» имя своей эпохи, соединившего в себе Ленина и Маркса) Тараканова, до сих пор проживающих рядом с нами Валентина Шурыгина и Виктора Вахлюева. Это были не только очень эрудированные, творческие люди, но житейски опытные, мудрые советчики и консультанты. Борис Павлович был секретарем парторганизации областной «молодежки», благодаря тонкого вмешательства которого не состоялся распад по крайней мере нескольких молодых семей. Элегантный дипломат, он вел прием популярных в ту пору делегаций коллег из дружественных республик (сохранились фото тех лет). Лемар в свободное от работы время был асом в ремонте автомобилей.
Шурыгин писал потрясающие картины - его выставка с успехом прошла в Московском Доме журналистов. В Cаратовском отделении Cоюза он оставил яркий след, помогая в оформлении залов к крупным мероприятиям. К одной из журналистских конференций, например, он нарисовал 15 портретов делегатов, да как! С юмором, изюминкой, отражавшей пристрастия каждого. Кстати, после конференции они были бесплатно вручены каждому персонажу.
Факт, ставший историческим: в конце прошлого тысячелетия неоднократно устраивались выставки художников-журналистов, причем в самых престижных залах областного центра, в том числе в музее им.Радищева.
Вытеснившее художников из редакций время технического прогресса обошлось с ними незаслуженно небрежно — молодым журналистам их имена ни о чем не говорят, а творчество практически не знакомо. Тем не менее, Валентин Шурыгин в кругу почитателей своего таланта и сейчас пользуется огромным уважением. В трудные 90-е он обратился к автору этих строк за помощью - защитить в суде малознакомого ему человека: Валентину очень важно было отстоять справедливость. Это был замечательный пример принципиальности в период, когда еще только формировались критерии подхода «платной» журналистики.
К сожалению, газетные художники остались без наград и званий. Может быть, хорошим поводом для оценки их вклада в развитие региональной журналистики станет год 55-летия Союза журналистики?
Виктор Павлович Вахлюев, работавший в штате сначала «Зари молодежи», а потом «Коммуниста» в общей сложности 31 год, тоже был не обычным сотрудником. То есть, конечно, все отобранные в номер фотографии обязательно проходили через его умелые руки: на некачественных снимках он «прорисовывал» детали, приемлемым придавал большую выразительность. Причем, его застать на рабочем месте можно было в любое время, казалось, он и домой уходил позже всех. Тем не менее, время на творчество у него находилось — он увлекся рисованием гравюр. На черно-белых рисунках, выполненные тонким пером, изображал любимые картины природы, лыжников, пловцов на Волге, спортивные лодки (сам он во время учебы в саратовском художественном училище имени Боголюбова увлекался греблей, лыжами, легкой атлетикой).
Кто хоть немного представляет характер этой работы, знает — кропотливый многочасовой труд. Однако гравюры выглядят легкими и изящными, созданными будто налету. Рисунки прекрасно смотрелись на «одноцветной» в ту пору полосе, а для воскресных страниц и вовсе были находкой. На летучках об этом говорили. Однажды саратовские нефтяники принесли в редакцию интересные фотографии, на которых были запечатлены моменты их работы. Но качество снимков было неприемлемым. Виктор Павлович после безуспешных попыток ретуши неожиданно для себя набросал картинку в своем стиле графики. Ответственный секретарь поставил рисунок в номер. С тех пор редакционный художник стал рисовать «реальные картинки» - полевые станы во время уборки урожая, комбайнеров.
Сколько всего было сделано им рисунков во время работы в редакции газеты?Художник не может сказать точно. Многие из них раздавал друзьям, дарил коллегам из районок с правом безвозмездного использования на страницах своих газет. Нынешний председатель Саратовского отделения Союза журналистов Лидия Златогорская вспомнила, что и в редактируемую ею экологическую газету «Набат» он бесплатно передал целую кипу рисунков, помог оформить название газеты.
В июне этого года, к своему 74-летию, Виктору Павловичу удалось выполнить поставленную перед самим собой задачу: собрал-таки сохранившиеся гравюры, за свой счет издал семь альбомов. Когда он принес их на заседание клуба ветеранов журналистики «Прекрасен наш союз», действующего при саратовском отделении Союза журналистов РФ, бывшие коллеги устроили презентацию.
Пролистывая страницы с гравюрами, вспомнили сложности техники издания газеты еще совсем недавнего времени, докомпьютерного: дежурства в редакции допоздна, подписание номера в типографии. Интересно, а как завтра рванет технический прогресс, неужели правда бумажные носители перестанут существовать? В одном ветераны журналистики были единодушны — искусство вечно, рисунки художника Вахлюева могут и сегодня радовать любителей графики. Сотрудник областного Дома работников искусств, в котором проходила встреча, Лариса Александровна Попова, задумчиво их рассматривая, сказала: «В них всего два цвета, но они наполнены воздухом, светом, в них будто слышен шум ветра...»
Виктор Павлович из-за скромности все эти годы мало говорил о себе и своей семье, на этой встрече рассказы о нем коллег и друзей впервые сложились в общую картину, удивив яркостью давно знавших его друзей. Конечно, он тоже был из тех, кого сегодня называют «дети войны». Когда началась Великая Отечественная, ему как раз в июне исполнилось три года. Родители в ту пору из поволжского села перебрались в Баку, на «просторы» городской жизни. В последний довоенный месяц мать с Виктором приехали погостить к родителям в Невежкино Ширококарамышского (Лысогорского) района. Назад они уже не вернулись, поскольку отец, которого призвали на второй день войны, прислал телеграмму: «Вещи раздал, квартиру закрыл...» Павел Григорьевич Вахлюев, по-крестьянски широкоплечий и сильный, всю войну служил в минометном расчете, таскал на себе 90-килограммовую плиту, на которую крепилось орудие.
Практически всегда за полкилометра от передовой, и судьба его хранила: почти дошел до Берлина. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», другими. При взятии Нееловских высот по распоряжению молодого командира заняли неудобную позицию, после обстрела которой из расчета остался один Вахлюев, оглохший, с перебитыми ногами. Потом госпиталя, четыре операции, инвалидность. В Невежкино он вернулся в 46-м, через два года в поисках работы оказался в Саратове.
Собственно, после войны он был годен только в сторожа. Да разве нашего сельчанина сломишь? На ссуду приобрел стройматериалы и вдвоем с единственным ребенком, сыном, построил в Заводском районе, на Пролетарке, дом. Семья жила трудно, но дружно и счастливо.
Виктор, также по-крестьянски широкоплечий и примечательно высокий, увлекался... рисованием, получил специальное образование в саратовском художественно училище. Когда его призвали в армию ( а в 60-е годы еще ощущался дефицит рождаемости военных лет, так что призыву подлежали сразу нескольких годов рождения), его привлекли к оформлению стенгазеты, а потом перевели в оперативный отдел штаба для вычерчивания огромных карт для учений.
В армии состоялось знакомство Виктора с журналистом Сашей Галаниным, который, спустя несколько лет случайно встретив сослуживца на проспекте им.Ленина (ул.Московской), пригласил его работать в «Зарю молодежи». В областной молодежке как раз освободилось место художника, Вахлюев в первый же «заход» в редакцию сделал рисованный заголовок, который пошел в номер. Редактор отдал распоряжение оформить Виктора Павловича в штат. Так начался новый большой этап в его жизни, с завершением которого ему никак не хочется мириться.
Взрослыми стали двое его сыновей, подросли внуки. Живет теперь он в доме на Набережной, окнами на Волгу. Во дворе разводит виноград, это увлечение осталось от отца, который когда-то привез саженцы от родственников из Молдавии. Коллеги-журналисты очень уважают изготовленное Вахлюевым виноградное вино и фруктовые компоты, которые он неизменно и щедро приносит на ветеранские встречи. Приговаривают искренне: талантливый человек талантлив во всем! Художник сегодня придирчиво рассматривает оформление нынешних газет, чему-то радуется, что-то ему явно не нравится.
Нужны ли сегодня рисунки в СМИ? Шаржи, портреты, лирические зарисовки? Если они добавляют многообразие красок жизни, стоит ли отказываться. Члены клуба считают, что нужно подготовить сборник гравюр в удобном формате хорошим тиражом, позволяющим распространить в библиотеках области, по редакциям издающихся в области газет — для ознакомления и возможного использования. Приняли решение похлопотать о финансовой поддержке доброго дела.
Тамара Катилевская
Опубликовано в газете «Мы - вместе»
(Саратовская областная газета, 29 июня 2012г.)
Этюды в черно-белых тонах