Владимир Гурьянов: журналист, писатель, человек

10:43 18 сентября 2012
Поздравления
245
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Наверное, найдётся немало людей, имеющих гораздо большее право, чем я, написать о Владимире Григорьевиче Гурьянове, отмечающем в этом году свой юбилей. Однако и я знаю его почти 30 лет, и хочу сказать, что для меня он не просто открыл дорогу в самую прекрасную на свете профессию журналиста, став моим учителем в ней, но был и остаётся до сих пор ещё и личным примером в жизни!
Владимир Гурьянов, удивительно талантливый журналист, редактор, организатор, замечательный семьянин, товарищ, в последние годы открылся всем нам и как глубокий писатель – «знаток и врачеватель человеческих душ»! Да-да, именно на последнем обстоятельстве хочется сделать особый акцент. Наше общество находится сейчас в пути от одного уклада жизни к иному – непознанному. Что нас ждёт впереди, какие качества и черты души, характера народа мы сумеем сохранить в том будущем, в котором предстоит жить и нам, и нашим детям и внукам? Мне бы очень хотелось, чтобы не растерялись истинные человеческие ценности, выкристаллизованные в русском человеке за века непростой жизни в России. Об этом – необходимости их сохранения -говорит в своих произведениях – повестях и рассказах - и Владимир Григорьевич Гурьянов. Способствовать этому, судя по его творчеству, - автор считает своим предназначением в качестве писателя.
…Немного суровый внешне, богатырского телосложения, знающий цену своему слову и слову вообще, а потому никогда не бросающий их «на ветер» - это первое впечатление о Гурьянове. В то же время, как каждый из нас, его учеников, понял впоследствии, он глубоко лиричный человек, с обострённым чувством ответственности за всё, к чему причастен, в том числе и лично за наши судьбы.
На всю жизнь запомнились мне преподанные когда-то Владимиром Григорьевичем уроки в профессии журналиста. Он учил понимать и любить людей, вычленять главное, быть принципиальным и бескомпромиссным там, где дело касается таких понятий, как долг, обязанность, порядочность.
Уметь во всём видеть суть – было непросто для нас, начинающих в профессии. Но Владимир Григорьевич умело подводил своих учеников к этому. Он никогда не жалел редакторского времени, возглавляя коллектив журналистов Петровской районной газеты, чтобы помочь нам отделить «зёрна от плевел». Дверь его кабинета была всегда открыта для любого сотрудника редакции. Зная лично многих людей в городе и районе, обстановку на всех предприятиях и в организациях, хозяйствах, наш редактор советовал, с кем встретиться, как найти подходы к тому или иному человеку, на что обратить внимание и даже, какие вопросы задать. В журналистском блокноте должно быть достаточно информации для обстоятельных выводов, но это не значит, что вся она обязательно должна найти место в рамках конкретной корреспонденции, статьи. «Проговаривая» в кабинете Владимира Григорьевича итоги и содержание наших встреч с людьми, результаты посещения тех или иных коллективов, объектов, делясь своими впечатлениями, мы учились с его помощью расставлять правильные акценты.
Помнится, как однажды, получив в самом начале своего вступления на журналистскую стезю задание от нашего редактора побывать в районном предприятии «Сельхозтехника» и подготовить корреспонденцию о ходе ремонта на его базе сельскохозяйственной техники, а попутно набрать материал для расширенной зарисовки об одном из рабочих, я довольно быстро и, как тогда казалось мне, успешно справился со всем этим. Но если первая корреспонденция замечаний редактора не вызвала, то вот в том, насколько полно мне удалось показать в своей зарисовке человека труда, зная его всего лишь несколько десятков минут, Владимир Григорьевич усомнился. В итоге сошлись на том, что мне нужно снова побывать на рабочем месте этого человека, понаблюдать за тем, как он работает, а потом постараться увидеть его ещё и в домашней обстановке. Так, с «лёгкой руки» редактора, я большую часть своего следующего дня провёл возле станка в помещении шлифовального участка ремтехпредприятия в качестве «подсобного рабочего». Собственными руками почувствовал, сколько весит каждый коленвал. А потом ещё и узнал, где и как он живёт. В итоге мой герой раскрылся для меня гораздо шире и глубже, чем я первоначально его увидел. Получилась добротная публикация о человеке, который, кстати, увидел и во мне в процессе нашего общения тоже не «залётного корреспондента», каковыми многие считают нашего брата, а тоже человека с характером, пристрастиями, интересами. Такими публикациями наш редактор помогал нам «делать имя»! А того человека-моего героя, как и многих других петровчан, Владимир Григорьевич, как выяснилось потом, знал сам, но предоставил возможность, не раскрывая в разговоре со мной его характера и не навязывая своего мнения, самому узнать его. Прекрасный урок!
А ещё он помогал нам «делать собственные имена», давая возможность смело, остро писать о разных недостатках. Требуя от нас стопроцентно достоверной информации и будучи уверенным в этом, Владимир Григорьевич «прикрывал нас своей широкой спиной» от нападок антигероев наших публикаций. В стремлении «выяснить с нами отношения», они неизменно попадали на нашего редактора, разговаривавшего с ними с «партийных позиций», если это были руководители, и позиций просто мудрого человека, если это были обыватели.
С газетой считались, её позицию уважали! А я хочу сказать: в те времена позиция редакции – это прежде всего была позиция её редактора! Насколько смел и принципиален редактор, настолько принципиальна и смела газета! Владимир Григорьевич умел привлечь на защиту точки зрения журналистов, газеты, если их правота, конечно, бесспорна, и её учредителей.
Районка нередко выступала в те годы в роли не только пропагандиста, но и созидателя, организатора. Проводились Дни открытого письма по различным социальным проблемам, заочные и очные «круглые столы» по вопросам экономики, хозяйственного расчёта, рационализаторства и т.д. Вообще, наш редактор приветствовал и всячески поощрял любую инициативу с нашей стороны, требовал разножанровости в подаче материалов. Мы пробовали себя в репортажах, писали статьи, готовили корреспонденции, брали интервью, работали над информациями, «замахивались» на фельетоны! Запомнилось так же, как даже внутри этих жанров при подаче материалов Гурьянов требовал, чтобы мы, начинающие и опытные журналисты редакции, уходили от штампов. И в том, что в наших публикациях появлялись лирические отступления, помогавшие передавать, например, состояние напряжённых рабочих будней землепашцев-хлеборобов, доярок, красоту их души, особенности самой сельской жизни, была изначально именно его заслуга (теперь-то я понимаю, где находятся корни всего этого – в личном творческом потенциале нашего уважаемого учителя-редактора!). Эти отступления, кстати, придавали языку, стилю каждого из нас индивидуальность.
Сам Владимир Григорьевич Гурьянов прекрасно знает жизнь народа. Он родился на станции Жерновка Петровского района Саратовской области в 1942 году. Окончил филологический факультет Саратовского Государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Служил в армии, был учителем, комсомольским, партийным работником. Однако его настоящее призвание – журналистика, именно ей он отдал более сорока лет своей жизни, и двадцать пять из них – Петровской районной газете, в которой начинал младшим литературным сотрудником и стал редактором. Кстати, одиннадцатитысячный тираж районки во времена, когда он возглавлял редакцию, – непревзойдённый в Петровске рекорд! Газету тогда читали в каждом доме города и района!
Коллективу редакции нашей районной газеты жалко было расставаться со своим редактором, когда он уходил на работу «на повышение» в Саратов. Сходные чувства, как мне рассказывали коллеги (я в то время служил в армии), испытывал и Владимир Григорьевич. Ну, невозможно было просто так разорвать эту связь! И мы, кстати, все последующие годы продолжали её незримо чувствовать. Владимир Григорьевич, работая и в областной газете «Коммунист», и в министерстве печати и информации правительства Саратовской области», всегда интересовался нашей жизнью, помогал нам. Его авторитет был для нас несоизмерим с любым мнением!
О том, что Владимир Григорьевич Гурьянов занимается ещё и литературным творчеством, мы, сотрудники редакции районной газеты, знали давно – доводилось читать его рассказы в нашей же районке. А в 1988 году в печати появилась его первая повесть «От чистого сердца», изданная в Приволжском книжном издательстве. В ней рассказывается о работе коллектива редакции районной газеты, людях земли петровской и их делах. За прошедшие затем годы Гурьяновым были написаны и изданы ещё ряд повестей: «Долюшка-доля», «Бабка Настасья», «Суровый удел», «И дал Бог силы». Все они – о земляках-петровчанах, о моральных устоях и силе духа знакомых и близких ему людей. Его герои – самобытны, их речь и язык самого автора ярки, богаты, неповторимы! И недавнее присуждение В. Г. Гурьянову Всероссийской литературной премии имени М. Н. Алексеева – это признание его таланта того самого «знатока и врачевателя человеческих душ», мастера сочного русского языка, народного слова, каким должен быть настоящий писатель!
В этом юбилейном для автора году - его 70-летия - эти повести и ряд рассказов были объединены Владимиром Григорьевичем в сборнике «Сполох над весями», который недавно вышел в ООО «Приволжское издательство».
Сейчас Заслуженный работник культуры, член Союза журналистов и Союза писателей Владимир Григорьевич Гурьянов – председатель Саратовского регионального отделения Литературного фонда России, главный редактор журнала «Литературный Саратов». Он всегда желанный гость на нашей Петровской земле, в отрыве от которой себя просто не мыслит, несмотря на то, что давно живёт в областной столице.
Сергей Елистратов,
член Союза журналистов России,
бывший сотрудник редакции районной газеты
«Петровские вести» Саратовской области
Владимир Гурьянов: журналист, писатель, человек