В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»

1:46 22 октября 2014
3
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Время и люди в объективе Мастера


В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники». Алексей Фролович не одно десятилетие работал фотокорреспондентом «Балашовской правды». 44 снимка, представленные на выставке, - фотолетопись нашего города второй половины ХХ века.
Директор Балашовского краеведческого музея С.В. Фетисова, обращаясь к аудитории в день открытия выставки, сообщила, что её инициатором и экспозиционером стала главный хранитель фондов БКМ Г.А. Самородова. Фотографии А.Ф. Полякова, переданные в разные годы в музей, побудили Галину Алексеевну заняться поиском материалов об авторе снимков, который последние годы жизни провел в городе Марксе. И хотя многие балашовцы знали А.Ф. Полякова как вездесущего фоторепортера, общались с ним на предприятиях, наблюдали его работу на различных мероприятиях, собраниях и праздниках, биография члена Союза журналистов СССР Алексея Полякова оказалась малоизвестной не только для сотрудников музея. Некоторые современники А.Ф. Полякова, с которыми Г.А. Самородова общалась в процессе подготовки выставки, не догадывались, что он был участником Великой Отечественной войны.
Свой рассказ о фоторепортере А.Ф. Полякове и его работах Г.А. Самородова начала с экскурса в недавнее прошлое, напомнив, в каких условиях всего несколько десятилетий назад работали фото-графы любители и профессионалы. Тогда на учете был каждый кадр дорогой пленки, которую надо было заправлять в фотоаппарат в полной темноте. Во время съемки фотограф на глазок или с помо-щью фотоэкспонометра определял диафрагму у объектива и выдержку, прикидывал расстояние до объекта: от этого зависела резкость, четкость негатива. Затем пленку надо было проявить в абсолютной темноте. Проявители и закрепители следовало либо купить в магазине, либо приготовить кустарно на аптекарских весах. Процесс проявки фотопленки и печати фотографий проходил в фотолабораториях, под которые нередко приспосабливали ванные, кухни, чуланы. Изготовление черно-белой фотографии было делом затратным и трудоемким.
- В таких непростых условиях, - сказала Т.А. Самородова, - фотокоррами становятся только на-стоящие энтузиасты фотографии, которые и вели фотолетопись малой родины, запечатлевая на фо-тоснимках для газет и журналов производственный процесс в промышленности и строительстве, сельском хозяйстве и культуре, в спорте и медицине. Причем фоторепортеры показывали, в первую очередь, не железяки, а людей труда, занятых в этой сфере. Именно так работал в «Балашовской правде» Алексей Фролович Поляков, которого отличали высокая техника и профессионализм, ведь газете требовались только контрастные черно-белые фотоснимки, содержание которых, композици-онное построение говорило само за себя.
- Алексей Фролович, конечно, был профессионал, - поделилась своими воспоминаниями о кол-леге бывший редактор газеты «Балашовская правда» О.Н. Айдарова. – У него каждый снимок, каждый щелчок затвора фотоаппарата как выстрел, потому что работал он практически без брака. И когда при верстке в типографии на полосе получалась «дыра», Алексей Фролович, как факир из рукава, вытаскивал какую-нибудь фотграфию и говорил: «Вот тот у меня есть, можно поставить». И все облегченно вздыхали.
И ещё один эпизод из жизни редакции. Кто-то из коллег сказал А.Ф. Полякову: «Алексей Фроло-вич, яблоня только зацветает на улице, а у тебя на снимке уже такая роскошная ветка яблони в цве-ту». Алексей Фролович ответил: «А чем же она вам не угодила? Эта ветка и в прошлом году была та-кая же красивая, и в этом, она в следующем будет такая». Все разводили руками: мастер прав, пото-му есть красота на все времена.
Достоинство фотовыставки, по мнению О.Н. Айдаровой, в том, что сегодня мы смотрим на 60-80-ые годы прошлого столетия глазами А.Ф. Полякова. На снимках стройки, комсомольские бригады, передовые ткачи и птичницы, ветераны и пионеры. Светлые лица людей, уверенных в завтрашнем дне. Встреча с современниками А.Ф. Полякова стала возможной благодаря сотрудникам музея, су-мевшим представить человека редкой профессии и героев его снимков, теперь уже вошедших в историю.
Музейщики говорили о том, что когда они поставили перед собой задачу сделать выставку фо-тографий Алексея Фроловича Полякова, то хотели решить несколько вопросов: показать историю го-рода и людей труда, отразить яркие события общественно-политического характера. Для газеты Алексей Фролович больше всего и чаще всего снимал производственные процессы, прославляя ра-бочего человека. Условно выставка состоит из несколько блоков: большие стройки, будни тружеников села, знаменательные события в истории нашего края, лирические портреты и зарисовки. Когда смотришь на эти снимки, как будто кадры из фильмов перед глазами. Вот девчата со слюдокомбината будто из фильма «Девчата», а сварщик предприятия «Волгоэнергомонтаж» Паршуков словно из кинофильма «Высота». На этих снимках угадывается время. А для музейщиков, работников архива фотографии – источник информации».
В день открытия выставки в музей пришли герои снимков А.Ф. Полякова и читатели «Балашов-ской правды». На одном из снимков, подаренных музею Л.М. Аленниковой, А.Ф. Поляков написал ка-рандашом: «Весне Лидухе Бормотиной в день проводов русской зимы. День Парижской коммуны, 18 марта 1967 г.». Ветеран труда Л.М. Аленникова (до замужества Бормотина) в 60-е годы работала сек-ретарем горкома комсомола, заведовала экскурсионно-массовым отделом краеведческого музея. Поскольку горком комсомола и редакция «Балашовской правды» находились в одном здании, комсо-мольские работники практически ежедневно общались с журналистами. Костяк редакционного кол-лектива составляли фронтовики Б.И. Ситников, Н.В. Кучин, А.Ф. Поляков, А.Н. Зинкина. В 140 комсо-мольских организациях города жизнь била ключом, и фотокорреспондент был нарасхват. По воспо-минаниям Л.М. Аленниковой, внешне сдержанный и неразговорчивый А.Ф. Поляков был легок на подъем и не отказывался сделать фотоснимки по просьбе комсомольских активистов. Фотолетопись военно-спортивной игры «Зарница», сделанная Алексеем Фроловичем, позволила юнармейцам шко-лы-интерната стать победителями Всесоюзного этапа «Зарницы». Донесения городского штаба «Зарницы» со снимками А.Ф. Полякова, по словам Лидии Михайловны, посылали в Москву, где на заседаниях Всесоюзного штаба, возглавляемого маршалом И.Х. Баграмяном, определяли победителей. В числе 20 лучших отрядов Советского Союза юнармейцы Балашовской школы-интерната были награждены поездкой в Севастополь. Победа ребят в немалой степени была обеспечена информационной поддержкой со стороны газеты и особенно А.Ф. Полякова.
Бывшая калибровщица слюдокомбината Г.В. Лученко поделилась своими впечатлениями о фо-торепортере. Алексей Фролович с пониманием относился к тому, что перед съемкой в цеху женщины прихорашивались. Он старался через объектив фотоаппарата задокументировать трудовые почины и людей, восприимчивых к новым технологиям и передовым методам организации труда. Алексей Фролович держал руку на пульсе времени.
Созиданием, радостью труда, хорошим настроением наполнены снимки, сделанные А.Ф. Поля-ковым на строительстве сахарного завода и комбината плащевых тканей, площадках завода авто-тракторных прицепов. О развитии экономики и социальной сферы в 60-80-ые годы, которые отражены в творчестве А.Ф. Полякова, говорил в своем выступлении бывший председатель Балашовского горисполкома В.В. Мещеряков. В 1980 году за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 200-летием со времени основания Балашов был награжден орденом «Знак почета». На выставке представлен снимок, на котором А.ф. Поляков запечатлел момент прикрепления ордена к знамени города. У ветеранов города, по словам В.В. Мещерякова, возникает вопрос, почему изображение ордена «Знак почета» убрали у стелы при въезде в город? Действительно, эта награда свидетельствует о высокой оценке вклада представителей старших поколений балашовцев в историю родного края. Опыт предшественников должен быть ориентиром для молодых.
Впервые в объектив фотокорреспондента П.М. Петраков попал, будучи водителем пассажирского автотранспортного предприятия. Он был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки». Сегодня директор ООО «ЖБК 8» П.М. Петраков стал одним из спонсоров выставки, рассказывающей о людях и событиях, которыми можно и нужно гордиться. Директор БКМ С.В. Фетисова выразила благодарность Павлу Михайловичу, а также депутату городского Совета В.И. Евгеюку и редактору газеты «Балашовской правды» Р.А. Логинову за помощь в организации выставки.
А.Ф. Поляков – из поколения победителей. Благодаря редактору марксовской районной газеты М.В. Сохинову участники встречи в музее узнали о том, что Алексей Поляков пятнадцатилетним под-ростком в первые дни Великой Отечественной войны пошел в военкомат, просил отправить его вме-сте с другом на фронт. Г.А. Самородова прочла отрывки из очерка М.В. Сохинова «Стоп – кадры Алексея Полякова. Память минера» из Книги памяти Саратовской области «Солдаты Победы» А. По-ляков, призванный на Балтийский флот в 1944 году, после учебы в морской школе, обезвреживал мины в акватории эстонского порта Палдиски. В очерке есть эпизод из фронтовой биографии А.Ф. Полякова. Он чудом остался живым при обстреле порта, когда осколок мины упал на прибрежную полосу на расстоянии вытянутой руки от Алексея. Этот стоп-кадр до конца жизни был в его памяти. А ещё он вспоминал, как, оставшись без матери в 6-летнем возрасте, пешком пошел из родной деревни Полухино в Аркадак, чтобы найти там отца и старшего брата, работавших на железной дороге. И нашел! Старшие Поляковы удивились смелости и самостоятельности Леши. Эти качества были сутью его характера. Когда редакционный «УАЗик» был на ремонте, Алексей Фролович, отправлялся по заданию редакции пешком, несмотря на больные ноги. Коллеги не слышали от него жалоб и ценили его за надежность и профессионализм.
Известный не только в нашем городе фотохудожник А.А. Архангельский обратил внимание ау-дитории на постановочные снимки мастера.
- Представляете, люди работают, - рассуждал Александр Алексеевич, - у них куча своих забот, и приходит человек с фотоаппаратом, для которого надо что изобразить. Ни один человек на его снимках не смотрит в объектив, нет ни одного напряженного лица. Алексей Фролович умел находить контакт с людьми.
Когда Т.М. Романенко пригласили на открытие фотовыставки, Татьяна Михайловна удивилась. Она забыла, что в 1986 году А.Ф. Поляков снимал её для фоторепортажа о районной детской музы-кальной школе, директором которой она является в настоящее время. На снимке она вместе со своей ученицей у фортепиано. Её ученица Света Митрюшкина не стала музыкантом, но педагог точно знает, что Светлана – достойный порядочный человек.
- Приятно, - сказала Татьяна Михайловна, - что мы таким образом оказались причастны к вы-ставке.
Нет сомнения, что многие балашовцы, посетив фотовыставку, увидят себя и своих знакомых на снимках мастера фотожурналистики А.Ф. Полякова, который всегда был в творческом поиске.
Будучи ребенком, Н.В. Белова попала в объектив фотоаппарата А.Ф. Полякова, когда она участвовала в розыгрыше 3-процентного внутреннего займа, «тянула из барабана удачные выигрыши». Поскольку родители Натальи Владимировны дружили с семьей Поляковых, в её доме сохранилось немало фотографий Алексея Фроловича. Наталье Владимировне запомнился снимок «Зависть», на котором на стройный ряд тракторов выразительно смотрит лошадь.
- Мы знали о жизни города и района по фотографиям Алексея Фроловича Полякова в газете, - сказала Н.А. Калашникова. Её отец А.Е. Рискинд был активным деятельным человеком. На одном из снимков в музее он повязывает пионерский галстук девочке Оле Гагариной, которая теперь живет в Израиле. Годы, люди, судьбы спрессовал в своем творчестве наш коллега А.Ф. Поляков. Спасибо Г.А. Самородовой, С.В. Фетисовой, коллективу музея за встречу с Мастером, фронтовиком, летописцем.

Зинаида Шпынова



В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»
В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»
В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»
В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»
В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»
В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»
В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»
В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»
В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»
В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»
В Балашовском краеведческом музее открылась фотовыставка «Алексей Поляков и его современники»