Состоится творческий вечер Владимира Константиновича Бутенко

14:36 22 марта 2011
Главные новости
398
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Завтра, 23 марта в 16.00 в Саратовском областном Доме работников искусств состоится творческий вечер художника-книгоиздателя, Заслуженного работника культуры РФ Владимира Константиновича Бутенко, на котором будут присутствовать художники, деятели культуры, журналисты и артисты. Творческий вечер приурочен к Юбилею Владимира Константиновича – в этом году ему исполнилось 75 лет! От всей души поздравляем Владимира Константиновича с Юбилеем! Желаем ему крепкого здоровья, радости жизни и новых творческих открытий!

Родился Владимир Константинович в 1936 году в Казани. В 1946 году семья вернулась в Энгельс, на родину предков. Окончив школу, поступил в Саратовское художественное училище и по направлению работал на Саратовском заводе «Техстекло». Оформлял наглядную агитацию, рисовал портреты тружеников всесоюзной стройки, сотрудничал с областными газетами «Коммунист» и «Заря молодежи», с Приволжским книжным издательством. В 1965 году заочно окончил Московский полиграфический институт. К этому времени окончательно определилась его профессиональная ориентация. С 1969 года он работает художественным редактором в Приволжском книжном издательстве.

Книга, книжная графика стали главным в творчестве В.К. Бутенко. В издательстве им подготовлена и издана библиотека книг различной тематики. Труд художника отмечен Дипломами Всероссийских конкурсов, он награжден знаком «Отличник печати СССР», Бронзовой медалью ВДНХ СССР, медалью «Ветеран труда», Почетным знаком губернатора Саратовской области. Заслуженный работник культуры, член Союза журналистов России, лауреат областного конкурса СЖ «Золотое перо», В.К. Бутенко достойно представлен на страницах Российской энциклопедии «Лучшие люди России» (2004 г.).

Далее мы размещаем очерк Владимира Константиновича «Зори Виталия Колчина», опубликованный в книге «О друзьях, товарищах…». Герои и авторы книги – заслуженные журналисты, мастера своего дела. Книга о тех, кто оставил глубокий след в сердце и памяти коллег и друзей.

«Зори Виталия Колчина»


«Заря» - так просто, от души называла молодежь семидесятых годов ушедшего столетия свою газету «Заря молодежи», обращаясь к ней как к близкому другу. Ее проникновенные лучи касались огромной территории земли саратовской, доходили до самых до окраин, став для многих настоящим спутником, советчиком, воспитателем. Доверие пришло не сразу и стоило дорогого.
В счастливый день 1967 года состоялась встреча с Виталием Колчиным, ее главным редактором. Меня осветила завораживающая улыбка, сродни гагаринской, излучающее тепло светящихся глаз, а высокий лоб мыслителя и крутой подбородок говорили об уме и воле собеседника. Короткое знакомство было началом долгих дружеских отношений.
Редактор и его команда находились в расцвете сил: молоды, энергичны, образованы, знали не понаслышке жизнь и проблемы юных читателей, открывали нетронутые, целинные темы, новых героев журналистских публикаций – газета находилась на творческом взлете, в пике популярности. Редакция, со снующими сотрудниками, рабкорами, дробью пишущей машинки, напоминала пчелиный улей, от длинного пребывания в котором голова шла кругом. За внешней суетной бестолковостью скрывались не видимые для постороннего нити, с помощью которых рождался очередной номер.
Заслуженный авторитет рупора молодежи, каковой была газета, по праву делил Виталий Колчин. Другой бы на его месте успокоился, почил на лаврах, только не виталлий – застой, самоуспокоенность на в его характере, привыкшего смолоду преодолевать трудности и успех. И все же, это была «Заря» его успеха, итог достигнутого на нелегком отрезке жизненного пути сельского паренька, выросшего без родительской опеки, добившегося всего своим трудом и природой данных способностей. Он шел по жизни с уверенностью и надеждой, с открытой улыбкой глядя вперед своими ясными глазами. Целеустремленный, инициативный характер лидера помогла в достижении цели, в поисках самого себя.
С детства проявился в нем интерес к журналистике. Мысли не давали покоя, искали выхода. Ими охотно делился сначала в школьной газете, потом в районной, в вузовской. Проработав по окончании Саратовского университета на комсомольской и партийной работе, он выбрал большую журналистику. Она привела в молодежную областную газету, стала для него осуществленной мечтой, заполнив жизнь и помыслы.
Мое появление в газете совпало с периодом поиска и профессионального совершенствования: закончив художественный факультет Московского полиграфинститута, участвовал на областных художественных выставках, успел оформить несколько книжек в Приволжском издательстве, публиковал рисунки в «Коммунисте», оформлял многотиражку завода «Техстекло», где работал художником. «Заря молодежи» стала художническим полигоном моей графики: рисунков, гравюр, иллюстраций, плакатов.
Все шло своим путем, казалось, но в жизни нет ничего постоянного, а ее пути неисповедимы. Повстречавшись однажды с Колчиным на ниве журналистики, наши пути-дороги вскоре сошлись на книгоиздательском поприще.
Весна 1969 года резко изменила судьбу Виталия Колчина – он возглавил укрупненное Приволжское книжное издательство в Саратове с отделениями в Ульяновске и Пензе. Ему доверили издательское пространство, равное крупному государству, а вместе с ним и прямое подчинение Москве – Госкомиздату РСФСР.
Этого года я работал в издательстве художественным редактором по колчинскому призыву.
Издателями не рождаются, ими становятся. Книга – плод коллективного творчества, требует знаний редакционной технологии, нормативных положений, авторского права, других познаний. Как прилежный ученик, Виталий Васильевич увлеченно и добросовестно включился в изучение издательского дела, вовлек в него весь коллектив.
Как в любом творчестве предела совершенства нет, так и в книжном. Учеба стала неотъемлемым качеством, постоянным процессом в жизни издательства и за его пределами – сотрудники, включая директора и главного редактора, периодически выезжали на курсы усовершенствования, семинары по обмену опытом среди ведущих издательств России.
Виталлий Колчин собрал и воспитал коллектив единомышленников – настоящих бойцов книжного фронта. Авангардную группу составили бывшие «заревцы»: Николай Рыжков, Виктор Селезнев, Владимир Пырков, Юрий Никитин, Виктор Сафронов – все пишущие, творческие, жаждущие дела.
В издательский актив были вовлечены известные писатели: Г.Коновалов, М. Алексеев, Н. Благов, Г. Боровиков, В. Богатырев, И. Тобольский, Н. Палькин, В. Мухина-Петринская, Г. Ширяева, Е. Рязанова, Б. Дедюхин, В. Казаков, Н. Шундик, Н. Почивалин, пишущая молодежь, ведущие специалисты народного хозяйства, науки, культуры.
Опираясь на творческий потенциал, определилась многоцелевая стратегия издательства, тематический план наполнился интересными, актуальными названиями, перспективными сериями, которые пришлись по душе и оставили добрую память у читателей: «Города Саратовской области», «Их имена в истории края», «Годы и люди», «Герои и подвиги», популярная поэтическая серия малоформаток.
Опыт газетчика В.В. Колчина пригодился и приумножился в издательском деле. Журналистское чутье помогало определить тематику и актуальность изданий, авторский состав коллективных сборников, в привлечении к авторскому участию авторитетных специалистов различных сфер жизнедеятельность региона. Его статьи о делах и проблемах издательства печатались в областной газете «Коммунист», на страницах «Книжного обозрения», он выступал по телевидению, на встречах с читателями.
Литературный вкус Виталия Васильевича и особый дар выразился в составлении ряда интересных книг-сборников, которые получили общественное звучание и успех.
Самая яркая и значительная из них – сборник сказок русских писателей «Волшебный сундучок», изданный в 1973 году тиражом в сто тысяч экземпляров. В нее вошли лучшие сказки шестнадцати писателей-классиков, от Александра Пушкина до Сергея Есенина.
Идея книги возникла у В.В. Колчина. Казалось, что особенного, сказки все известные , на слуху, бери-составляй! В том-то и дело, идея собрать под одну «крышу» разнохарактерных авторов осенила Виталия Васильевича, а она бесценна – ни одному издательству страны не пришла подобная мысль!
Получилась «книга в книге» на вырост для детей дошкольного и младшего возраста – годы воспитания ребенка. То, что идея появилась именно у него, неслучайно и объяснимо: в молодости он закончил Аткарское педагогическое училище, преподавал в начальных классах школы, поэтому интересы ребенка и его психология были близки и знакомы ему. А собственные дети….
Успех книги обеспечил московский художник Игорь Николаевич Кононов, создав яркое оформление, высокохудожественное произведение книжной графики. Она завоевала Диплом I степени на Всероссийской конкурсе искусства книги, о ней с восторгом отозвался мэтр детской литературы на съезде писателей Сергей Михалков, поставив в пример всем издательствам.
Успех книги был оглушительным, она сразу стала бестселлером, тираж разошелся в один миг.
Высокая награда в номинации детской литературы осталась единственной за всю историю издательства, но она открыла счет в общем потоке дипломов на Всесоюзных, Всероссийских и прочих конкурсах книги. Имя Колчина вписано в анналы высшего достижения саратовского книгоиздания.
За «Волшебным сундучком» последовали другие его книги: «Волшебное зеркало» - переиздание сказок под новым названием и в новом оформлении, книга «Сердце матери», посвященная женщине-матери, «После славы» - к юбилею Куликовского сражения, другие.
Виталий Колчин уделял большое внимание художественному оформлению, понимал роль художника в выпуске книги, ее качества и конкурентной способности, действовал по заветам известных литераторов: «Книга не просто набранный и упакованный по страницам текст, а некое эстетическое целое», - говорил Арсений Тарковский. А Александр Фадеев высказался еще конкретнее: «Хорошо оформленная книга – это политика». Виталий Васильевич проводил ее в жизнь, делая ставку на выпуск высокохудожественных изданий, поднимая в целом художественный уровень и культуру выпускаемой литературы. Это позволило издательству ежегодно представлять книжные новинки на всевозможных республиканских, Всесоюзных конкурсах, смотрах, участвовать в национальных экспозициях, международных выставках-ярмарках, завоевывать почетные дипломы, награды, авторитет.
Высокий художественный уровень изданий, экономические показатели вывели Приволжское издательство в пятерку лидеров издательской системы России среди 59 подобных. Коллектив неоднократно награждался переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР.
Это была очередная «заря» В.В. Колчина – за всеми успехами просматривалась личность руководителя, избранный им демократический стиль руководства, который сплачивал коллектив в единую семью. Он был внимателен к коллегам, умел слушать, с пониманием относился к проблемам, помогал их решать. Его стараниями многие сотрудники улучшили жилищные условия. Он всегда был в коллективе и с коллективом, в радостях и бедах, участвовал во всех общественных работах, не считая это зазорным: в уборке закрепленной территории, не сельскохозяйственных работах, праздничных мероприятиях, юбилеях. Поощрял добросовестный труд, личный вклад в дело. Вместе с тем, был нетерпим к уклонистам от серьезной работы, откровенно высказывал свое отношение, такие долго не задерживались.
Для меня Виталий Васильевич был прежде всего коллегой, товарищем в одной упряжке, а уж затем директором, в моей жизни знаковой личностью.
Издательскую школу Колчина прошли многие будущие руководители: В. Фатеева, Ю. Сидоренко, О. Казакова, Л. Сабурова, вышли в профессиональную литературу редакторы: Ш. Пульпин, В. Сафронов, Ю. Никитин, В. Пырков, И. Малохаткин, В. Азанов.
Колчинский короткий период издательства в его восьмидесятилетней истории был самым ярким, звездным, отмеченным значительными достижениями книжного искусства, остался недостижимым, подтвердив истину: замены личности нет.
Сколько зорь встретил Виталий Колчин в своей жизни? Ясно, что она была счастливой, победоносной, освященной улыбкой, смотрящего на все преодоленное и сотворенное. Жизнь отпустила ему до обидного мало лет, но они отмечены достижениями и успехом, которые трудно оценить количеством.
Мне он представляется Колоссом, освещенным зарей, памятью близких друзей.