Л.Н. Златогорская: "Без реальной господдержки СМИ не выживут"

15:10 21 января 2016
128
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
На заседании коллегии Минпечати Саратовской области подводили итоги года, планировали мероприятия не будущее, не обошли довольно острые вопросы. Например, недостатки взаимодействия журналистов и пресс-служб. Не хватает доверия и профессионализма – по мнению обеих сторон. Говорили о репутации и даже «продажности СМИ», имея ввиду желание разместить материалы за деньги, что пресс-службам, как минимум, обидно, а редакциям СМИ, по крайней мере, многим из них, это условие выживания. Тем более один из источников экономического выживания на 2016 год в бюджете области не прописан. Я имею ввиду целевую областную программу информационного партнерства власти и СМИ, по которой на конкурсной основе СМИ получали финансирование за отражение социальных тем. Посчитав это самопиаром, губернатор области Валерий Радаев отказался от нее.
Вот об этом – более подробно было мое выступление на коллегии. Я считаю, что программу отменять нельзя, нельзя отказываться от идеи государственной поддержки освещения социальных тем в СМИ. Хочу напомнить, что больше 10 лет назад в России был отменен закон о государственной поддержке СМИ: надо было соответствовать условиям развития независимых СМИ в демократическом обществе. Но государство совсем не отказалось от поддержки – она возродилась в виде региональных грантовых программ или иных формах. Хочу напомнить, саратовская программа информационного партнерства была первой в России и на тот момент прогрессивным механизмом взаимодействия СМИ и власти.
На протяжении этого времени программа переживала разные периоды, звучала в том числе и критика недовольных результатами конкурса. Возможно именно этот фактор стал решающим, когда губернатор Саратовской области Валерий Радаев заявил об отказе от самопиара и отмене этой статьи бюджетных расходов.
Все было бы хорошо и даже идеально, и можно было бы говорить о новом этапе становления независимых СМИ, если бы не вопрос по муниципальным СМИ. Ведь бюджетные гранты - это один из стабильных источников их финансирования. Хоть и небольшой – от 5 до 20% бюджетов, но он может оказаться невосполнимым. Для нас программа информационного партнерства менее всего была поводом для пиара власти. Это скорее госзаказ на социально значимую информацию, в том числе и для коммерческих изданий. Программа позволяла и таким СМИ участвовать в информировании населения и довольно успешно.
Отказ от программы — это серьезное решение, которое было принято без консультаций с представителями журналистского сообщества. Мы должны осознать последствия этого решения, понять перспективы взаимодействия новых, более жестких экономических условиях.
В то же время мы должны проанализировать те здравые соображения, которые прозвучали в заявлении Валерия Васильевича Радаева. Уж очень часто наше настойчивое пристальное внимание к власти похоже на подхалимаж и халтуру! Почему внимание к власти и даже критическое отношение к ней вытесняют журналистские расследования и другие серьезные жанры, вытесняют огромное количество позитивных событий в нашей жизни? Это можно и нужно обсуждать в сообществе, чтобы становиться профессиональнее, современнее, вызывать уважение своей аудитории, реальных и потенциальных партнеров.
Впервые о самопиаре губернаторов подняли вопрос активисты ОНФ еще в апреле прошлого года. Президент РФ В.В. Путин поддержал их, потребовал, чтобы выделяемые на СМИ средства – 36 миллиардов рублей! – «должны быть подконтрольны обществу». На заседании Совета по правам человека и развитию гражданского общества 30 сентября вновь поднимался этот вопрос, звучали предложения, как вместо «системы прикармливания лояльных СМИ в обмен на отказ от критики» создать систему реальной господдержки для всех, например, снижение налогов и стоимости за бумагу и доставку и т.д.
Тогда Президент поручил изучить досконально вопрос и дать предложения. Вопрос изучается, в том числе, общественными организациями. Предложений много, вот к примеру, свежий номер журнала «Журналистика и медиарынок», который издает СЖР, целиком посвящен этому.
Есть в нем и моя статья. Она называется «Саратовский опыт». Мы и правда были не так давно в аналитике и медиакритике достаточно передовыми, принимали и опробовали здравые идеи. Грех отказываться от них, от своего опыта. Тем более далеко не каждый регион его наработал. Тем более он востребован сейчас.


Лидия Златогорская,
председатель Саратовского регионального
отделения Союза журналистов России.