«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык»

14:12 2 декабря 2015
4
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В Институте филологии и журналистики СГУ прошла научно-практическая конференция юных лингвистов.
Подходит к концу официально объявленный в России Годом литературы 2015 год. Его целью было привлечение внимания общества к литературе и чтению, стимулирование интереса к печатному слову, к книгам. Во время церемонии открытия Года литературы, состоявшейся в январе в Московском художественном театре имени А.П. Чехова, президент России В.В. Путин сказал: "Цель самого проведения Года литературы – напомнить об исключительной её – литературы – значимости и её особой миссии. Рассчитываю, что Год литературы, действительно, пройдет широко, и в столицах, и во всех российских регионах, поможет вернуть в нашу жизнь, жизнь молодежи понимание хорошей литературы и, конечно, самого слова, всех удивительных возможностей нашего родного русского языка, который по праву входит в число самых выразительных и образных языков мира".
Привитие новому поколению вкуса к чтению, любви к русскому литературному языку – непростой процесс. Задача многогранная. В рамках Года литературы в Саратовской области по всей стране прошли различные фестивали, творческие конкурсы и смотры, молодёжные акции, викторины и т. д. В этом ряду заметных событий стоит и состоявшаяся в Институте филологии и журналистики Саратовского Государственного университета им. Н.Г. Чернышевского научно-практическая конференция юных лингвистов «Язык глазами школьников», организованная преподавателями кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики. В ней участвовали ученики средних и старших классов общеобразовательных школ Саратова и Саратовской области. Ребята выступили на конференции со своими докладами, представленными в различных секциях. Информация о работе конференции, некоторые работы детей были опубликованы на сайте «Школа юного журналиста» Саратовского регионального отделения Союза журналистов России.
Исследования юных литературоведов и языковедов носят серьёзный характер. Это понимаешь, знакомясь с ними. Так, например, ученик 7 класса МОУ «Восточно-европейский лицей» Илья Водолазький в своей работе «Средства создания образа В.Я. Проппа (известного российского и советского учёного, филолога-фольклориста, - С.Е.) в романе-сказке М.А. Успенского «Там, где нас нет» в качестве методов исследования привлёк литературоведческий, лингвистический и сопоставительный анализы. Произошло погружение в обширный материал. По итогам работы докладчик сделал вывод: «Узнать в лице божества (представленного в романе-сказке, - С. Е.) известного человека забавно и неожиданно». И убедился в том, что романы Успенского «глубоко интеллектуальны и не так просты, как это может показаться на первый взгляд». А это - уже взятая ступень перехода от развлекательного - к более серьёзному, вдумчивому чтению в будущем.
Среди размещённых на сайте работ представлены доклады учащихся разных возрастов. Артём Плотников - ученик 5-го класса МОУ «Медико-биологический лицей». Его работа – «Английские заимствования в русском языке». В ней предпринята попытка рассмотреть причины, этапы, способы образования, сферы использования языковых заимствований. Автор пытается получить ответ на вопрос: существует ли угроза поглощения русского языка английским, и приходит к выводу о том, что «нет оснований беспокоиться о судьбе русского языка, проблема заключается не в самом языке, а в неумелом владении им. Гипотеза о возможном поглощении русского языка английским не подтверждается».
Учащаяся 8-го класса МОУ «СОШ №51» Анастасия Константинова анализирует применение знаков препинания в русском и английском языках. Для этого она познакомилась с развитием пунктуационной системы в Европе, историей русской пунктуации, системами знаков препинания в современных русском и английском языках. Изучая особенности и возможности языка, нельзя не начать больше гордиться тем, что русский – великий и могучий, а главное – наш, родной язык! И очень важно, что понимание этого приходит ещё в школьные годы, как в случае с Настей.
Меня заинтересовала также работа ученицы 7-го класса МОУ «Лицей №47» Янины Пятаевой под интригующим названием «Загадочное слово «культюк». А вы, кстати, знаете, что такое «культюк»? Если обратитесь к работе Янины, то, поверьте, вам будет интересно проследить за всеми её изысканиями на этом пути. В итоге вы узнаете, что культюк – это «участок пойменной террасы реки с древесно–кустарниковой, луговой и лугово–степной растительностью естественного происхождения, где местные жители устраивают отдых на природе. Слово «культюк» относится к диалектным, употребляется в Александрово-Гайском и Новоузенском районах». Оно - пример того, как в одном слове могут переплестись и история, и география, и природа, и языки, и народы нашей области. Юная исследовательница, занимаясь поиском истоков его происхождения, расшифровкой содержания, не могла не сделать для себя вывод, насколько интересна и богата такая тема, как диалекты Саратовской области! Ведь национальный состав нашей области уникален: в ней проживают представители более 140 национальностей. И убедилась в правоте слов Н.В. Гоголя, говорившего о языке, что он «… живой как жизнь …».
Карина Суровцева, ученица 10 класса МОУ «СОШ №82», выбрала тему «Политическая речь государственных деятелей России в языковом аспекте». Сделана попытка «нарисовать» речевые портреты В.В. Путина, Г.А. Зюганова, В.В. Жириновского.
Интересна исследовательская работа «Фразеологизмы – миниатюрные художественные произведения» ученицы 7-го класса МОУ «Лицей №4» Тамары Коробовой. Юный автор проанализировала языковой материал басен И.А. Крылова, как известно, выросших из народных истоков, из мудрости русских пословиц и поговорок, с их острым и метким юмором, с точки зрения типологии фразеологических единиц. Словом, проделана серьёзная работа.
Меня очень радует, что юные лингвисты обращались к сложным научным вопросам. Год литературы дал шанс повысить интерес к языку, к чтению у подростков. Мне очень важно, что благое дело преподавателей классического университета было поддержано Саратовским региональным отделением Союза журналистов России. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам на-шими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»,- говорил великий русский писатель, публицист И. С. Тургенев. А всё большое, как известно, начинается с малого, с нашего каждодневного внимания к нему. И пусть официально Год литературы и заканчивается, но добрые его начинания должны жить и дальше!
Сергей Елистратов,
член Союза журналистов России,
г. Петровск.

Подробно с работами ребят можно познакомиться на сайте «Школа юного журналиста» Саратовского регионального отделения СЖР http://schoolyjsaratov.ru/01-74.html