15 декабря – День поминовения погибших журналистов
11:58
15 декабря 2009
Новости
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Каждый год, 15 декабря, Союз журналистов России проводит традиционный День поминовения журналистов, погибших при выполнении своего профессионального долга. СЖР не оставляет без внимания каждый такой случай и настаивает на проведении тщательного расследования преступлений, связанных с гибелью наших коллег. К сожалению, далеко не всегда дела такого рода получают законную и справедливую развязку.
15 декабря в Доме журналистов собираются друзья, родственники, чтобы почтить память наших коллег. Приходят дети погибших, и мы можем гордиться, что большинство из них тоже становятся журналистами, причем хорошими журналистами, уже получившими признание. На этих встречах бывают и представители бизнеса, которые все эти годы помогают семьям погибших. Как с горечью говорит председатель СЖР Всеволод Богданов, это в основном иностранные фирмы. Российский бизнес не торопится оказать материальную поддержку близким тех людей, которые погибли за правду. А помощь нужна. Это и стипендии детям, которые потеряли отца или мать и продолжают получать образование в вузах, это и поддержка родителей – как правило, это старики, лишившиеся единственного сына или дочери. В этом «Клубе детей погибших журналистов» возникает настрой на борьбу с несправедливостью, стремление обустроить наше общество, следуя высоким моральным принципам.
«Мы уже привыкли к тому, что журналистов избивают, убивают. Затем следует бурная реакция общества, наших коллег, всевозможные заявления. И, как правило, в ответ на этот вал возмущения мы слышим, что расследование очередного убийства или расправы над журналистом берется под высокое покровительство. Однако очень редко такие расследования приводят к конкретному результату», - считает председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.
Как правило, в связи со зверским избиением журналистов в обществе разворачивается дискуссия: а тот ли это человек, которого нужно особо защищать, правое ли дело, за которое он боролся в своей газете, или насколько эффективно эта газета влияла на жизнь общества? Но почему-то никто не говорит о том, что профессия журналиста становится все более опасной. За девяностые годы и уже в XXI веке убито свыше 300 российских журналистов. И никто не получает ответ на вопрос: почему мы не можем дождаться результатов расследования громких убийств и расправ над нашими коллегами?
Нас всех потрясло зверское нападение на нашего коллегу Вадима Рогожина. Покушение на его жизнь мы связываем с его профессиональной деятельностью. В Обращении участники пикета под лозунгом «Наш протест террору против журналистов!» потребовали от работников правоохранительных органов защитить от разгула криминалитета: «На сегодня самым беззащитным борцом за справедливый миропорядок в интересах всего гражданского общества остается журналист. Морально он сильнее, но физически защитить себя не может, так как преступники нападают внезапно. Журналист даже не имеет оружия, чтобы защитить себя в экстремальной ситуации. У государства должны быть воля и способы сделать труд журналиста защищенным от беспредела преступников».
Но до сих пор преступники не предстали перед судом, нет уверенности, что когда-либо будут названы заказчики. И это, к сожалению, не исключение, а правило. В судебном процессе над людьми, замешанными в убийстве Анны Политковской, на скамье подсудимых оказались люди, которые лишь участвовали в подготовке убийства. И это очень показательно для ситуации в России. Можно привести много примеров, когда никаких наказаний для организаторов и исполнителей убийств журналистов не последовало. Десятки громких уголовных дел и расправ над известными журналистами так и не были доведены до суда.
Недавно накануне Международного Дня прав человека было принято Обращение Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации. В нем отмечается, что в нашей стране именно «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». И это – не прекраснодушные мечтания, а чеканные нормы Конституции России. Далее в Обращении говорится:
«Кто виноват в том, что эти нормы до сих пор не стали реальностью? Как можно мириться с тем, что даже такие абсолютно естественные права человека, как право на жизнь и свобода выражения мнений, попираются не только разного рода преступниками, но нередко и теми, кто облечен государственно-властными полномочиями?
Подходит к концу 2009-й год. Его начало было омрачено двойным политическим убийством адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, его середина – показательными казнями правозащитниц Натальи Эстемировой, Заремы Сайдулаевой и гражданского активиста Макшарипа Аушева, а конец года – расправой над антифашистом Иваном Хуторским и священником Даниилом Сысоевым. И это только самые громкие убийства, совершенные на почве мести за убеждения, за активную общественную деятельность.
Насилие на почве нетерпимости, в первую очередь по политическим, религиозным, расовым или социальным мотивам не только не уходит из нашей жизни, но и становится чем-то обыденным, часто – ненаказуемым, не расследуемым. И это происходит, несмотря на определенные успехи органов следствия и суда по некоторым из таких случаев, несмотря на ясную позицию Президента страны. Свой вклад в гуманизацию общества внес и Конституционный Суд РФ, подтвердивший невозможность применения в России смертной казни как узаконенного государством убийства.
Однако всего сделанного явно недостаточно, чтобы радикально изменить положение в отношении права человека свободно жить в своей стране - без страха получить пулю за свои убеждения. Причем, среди источников смертельной опасности нередко оказываются не только террористы и радикалы всех мастей, но и представители власти, потерявшие совесть, честь, сострадание к ближним, опьяненные своей безнаказанностью. Их не останавливают ни проповеди терпимости, ни страх наказания, ни даже призывы к самозащите от неправомерных посягательств. Полное пренебрежение к человеческой личности стало воздухом нашего времени.
Вот почему, вступая в 2010 год, начинающийся 20-летием со дня смерти Андрея Сахарова и завершающийся 100-летием ухода из жизни Льва Толстого, отмечаемый юбилеем Антона Чехова и 65-летием великой Победы, мы призываем сделать его годом преодоления нетерпимости и насилия, на деле поддержать защиту первейшего из прав человека – права на жизнь.
Государство должно показать пример. Поддержать общественные инициативы по созданию оперативного механизма реагирования на угрозы в адрес общественных деятелей и журналистов и принятию федерального закона о социальной и иной поддержке жертв террористических актов и политически мотивированных актов насилия, по созданию независимого общественного фонда для оказания такой поддержки.
Единственная нетерпимость, которую мы можем себе позволить, – это нетерпимость к преступному насилию над личностью. Право на жизнь – самое главное из всех прав человека. Охранять и защищать его – обязанность государства и долг каждого из нас. Не только раз в году, 10 декабря, но каждый день, весь год, всю жизнь».
Союз журналистов России делает многое, чтобы выполнить общественную миссию журналистики, вернуть доверие людей, защитить журналистов. СЖР также проявляет международную солидарность с коллегами из других стран мира. Недавно страшная весть пришла из Филиппин о гибели 30 журналистов. Союз журналистов принял Заявление по поводу массового убийства журналистов на Филиппинах, в котором выразил глубокую скорбь в связи с ужасной трагедией, которая обрушилась на Филиппины 23 ноября 2009 г. В этот день 30 филиппинских журналистов и работников СМИ были зверски убиты неизвестными лицами, устроившими засаду по пути движения колонны, в которой находились филиппинские журналисты и сотрудники СМИ.
Беспрецедентное по своей жестокости и масштабам убийство журналистов вызвало возмущение во всем мировом журналистском сообществе. Журналисты и другие сотрудники СМИ всех стран решительно протестуют против убийства своих коллег и заявляют о солидарности с филиппинскими журналистами в этот скорбный день. Союз журналистов России присоединяется к протестам журналистов всего мира против подлого и безжалостного убийства наших коллег и требует от филиппинских властей принять решительные меры для розыска и наказания убийц невинных людей.
15 декабря в Доме журналистов собираются друзья, родственники, чтобы почтить память наших коллег. Приходят дети погибших, и мы можем гордиться, что большинство из них тоже становятся журналистами, причем хорошими журналистами, уже получившими признание. На этих встречах бывают и представители бизнеса, которые все эти годы помогают семьям погибших. Как с горечью говорит председатель СЖР Всеволод Богданов, это в основном иностранные фирмы. Российский бизнес не торопится оказать материальную поддержку близким тех людей, которые погибли за правду. А помощь нужна. Это и стипендии детям, которые потеряли отца или мать и продолжают получать образование в вузах, это и поддержка родителей – как правило, это старики, лишившиеся единственного сына или дочери. В этом «Клубе детей погибших журналистов» возникает настрой на борьбу с несправедливостью, стремление обустроить наше общество, следуя высоким моральным принципам.
«Мы уже привыкли к тому, что журналистов избивают, убивают. Затем следует бурная реакция общества, наших коллег, всевозможные заявления. И, как правило, в ответ на этот вал возмущения мы слышим, что расследование очередного убийства или расправы над журналистом берется под высокое покровительство. Однако очень редко такие расследования приводят к конкретному результату», - считает председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.
Как правило, в связи со зверским избиением журналистов в обществе разворачивается дискуссия: а тот ли это человек, которого нужно особо защищать, правое ли дело, за которое он боролся в своей газете, или насколько эффективно эта газета влияла на жизнь общества? Но почему-то никто не говорит о том, что профессия журналиста становится все более опасной. За девяностые годы и уже в XXI веке убито свыше 300 российских журналистов. И никто не получает ответ на вопрос: почему мы не можем дождаться результатов расследования громких убийств и расправ над нашими коллегами?
Нас всех потрясло зверское нападение на нашего коллегу Вадима Рогожина. Покушение на его жизнь мы связываем с его профессиональной деятельностью. В Обращении участники пикета под лозунгом «Наш протест террору против журналистов!» потребовали от работников правоохранительных органов защитить от разгула криминалитета: «На сегодня самым беззащитным борцом за справедливый миропорядок в интересах всего гражданского общества остается журналист. Морально он сильнее, но физически защитить себя не может, так как преступники нападают внезапно. Журналист даже не имеет оружия, чтобы защитить себя в экстремальной ситуации. У государства должны быть воля и способы сделать труд журналиста защищенным от беспредела преступников».
Но до сих пор преступники не предстали перед судом, нет уверенности, что когда-либо будут названы заказчики. И это, к сожалению, не исключение, а правило. В судебном процессе над людьми, замешанными в убийстве Анны Политковской, на скамье подсудимых оказались люди, которые лишь участвовали в подготовке убийства. И это очень показательно для ситуации в России. Можно привести много примеров, когда никаких наказаний для организаторов и исполнителей убийств журналистов не последовало. Десятки громких уголовных дел и расправ над известными журналистами так и не были доведены до суда.
Недавно накануне Международного Дня прав человека было принято Обращение Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации. В нем отмечается, что в нашей стране именно «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». И это – не прекраснодушные мечтания, а чеканные нормы Конституции России. Далее в Обращении говорится:
«Кто виноват в том, что эти нормы до сих пор не стали реальностью? Как можно мириться с тем, что даже такие абсолютно естественные права человека, как право на жизнь и свобода выражения мнений, попираются не только разного рода преступниками, но нередко и теми, кто облечен государственно-властными полномочиями?
Подходит к концу 2009-й год. Его начало было омрачено двойным политическим убийством адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, его середина – показательными казнями правозащитниц Натальи Эстемировой, Заремы Сайдулаевой и гражданского активиста Макшарипа Аушева, а конец года – расправой над антифашистом Иваном Хуторским и священником Даниилом Сысоевым. И это только самые громкие убийства, совершенные на почве мести за убеждения, за активную общественную деятельность.
Насилие на почве нетерпимости, в первую очередь по политическим, религиозным, расовым или социальным мотивам не только не уходит из нашей жизни, но и становится чем-то обыденным, часто – ненаказуемым, не расследуемым. И это происходит, несмотря на определенные успехи органов следствия и суда по некоторым из таких случаев, несмотря на ясную позицию Президента страны. Свой вклад в гуманизацию общества внес и Конституционный Суд РФ, подтвердивший невозможность применения в России смертной казни как узаконенного государством убийства.
Однако всего сделанного явно недостаточно, чтобы радикально изменить положение в отношении права человека свободно жить в своей стране - без страха получить пулю за свои убеждения. Причем, среди источников смертельной опасности нередко оказываются не только террористы и радикалы всех мастей, но и представители власти, потерявшие совесть, честь, сострадание к ближним, опьяненные своей безнаказанностью. Их не останавливают ни проповеди терпимости, ни страх наказания, ни даже призывы к самозащите от неправомерных посягательств. Полное пренебрежение к человеческой личности стало воздухом нашего времени.
Вот почему, вступая в 2010 год, начинающийся 20-летием со дня смерти Андрея Сахарова и завершающийся 100-летием ухода из жизни Льва Толстого, отмечаемый юбилеем Антона Чехова и 65-летием великой Победы, мы призываем сделать его годом преодоления нетерпимости и насилия, на деле поддержать защиту первейшего из прав человека – права на жизнь.
Государство должно показать пример. Поддержать общественные инициативы по созданию оперативного механизма реагирования на угрозы в адрес общественных деятелей и журналистов и принятию федерального закона о социальной и иной поддержке жертв террористических актов и политически мотивированных актов насилия, по созданию независимого общественного фонда для оказания такой поддержки.
Единственная нетерпимость, которую мы можем себе позволить, – это нетерпимость к преступному насилию над личностью. Право на жизнь – самое главное из всех прав человека. Охранять и защищать его – обязанность государства и долг каждого из нас. Не только раз в году, 10 декабря, но каждый день, весь год, всю жизнь».
Союз журналистов России делает многое, чтобы выполнить общественную миссию журналистики, вернуть доверие людей, защитить журналистов. СЖР также проявляет международную солидарность с коллегами из других стран мира. Недавно страшная весть пришла из Филиппин о гибели 30 журналистов. Союз журналистов принял Заявление по поводу массового убийства журналистов на Филиппинах, в котором выразил глубокую скорбь в связи с ужасной трагедией, которая обрушилась на Филиппины 23 ноября 2009 г. В этот день 30 филиппинских журналистов и работников СМИ были зверски убиты неизвестными лицами, устроившими засаду по пути движения колонны, в которой находились филиппинские журналисты и сотрудники СМИ.
Беспрецедентное по своей жестокости и масштабам убийство журналистов вызвало возмущение во всем мировом журналистском сообществе. Журналисты и другие сотрудники СМИ всех стран решительно протестуют против убийства своих коллег и заявляют о солидарности с филиппинскими журналистами в этот скорбный день. Союз журналистов России присоединяется к протестам журналистов всего мира против подлого и безжалостного убийства наших коллег и требует от филиппинских властей принять решительные меры для розыска и наказания убийц невинных людей.
Лидия Златогорская,
Председатель Саратовского регионального отделения
Союза журналистов России
Председатель Саратовского регионального отделения
Союза журналистов России
-
6:48 24 августаСаратовские ветераны журналистики собирают книги для детей Донбасса
-
6:46 24 августаСоюз журналистов России приглашает Вас принять участие в Телекинофоруме «Новая реальность»
-
10:53 12 августаВ октябре состоится внеочередная конференция Саратовского регионального отделения Союза журналистов России
-
17:39 29 июляЛариса Александровна, друг и коллега