«…До конца дней оставался человеком, любившим жизнь…»

10:00 5 июля 2022
Новости
563
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

«…До конца дней оставался человеком, любившим жизнь…»

(о ветеране Великой Отечественной войны Степане Кузьмиче Кузнецове)



Подполковнику Степану Кузьмичу Кузнецову к 60-летию Победы его внук, театральный режиссёр Антон Валерьевич Кузнецов, посвятил спектакль «А зори здесь тихие…» Про каждого из них - деда и внука – хочется рассказать в отдельности, он оба этого заслуживают. Но если публикаций о талантливом и счастливом в профессии артисте и режиссёре было уже великое множество, и они продолжаются (в июле 2022 года исполняется 55 лет со дня рождения ушедшего безвременно выпускника Саратовского театрального факультета государственной консерватории им. Л.В. Собинова), то связной истории Степана Кузьмича, наверное, до сих не было. У деда была не столь публичная профессия, но человек он был достойный, и с радостью я прикасаюсь к материалам о нем.
Инициатором работы над биографией Степана Кузьмича Кузнецова, своего свёкра, выступила мама Антона, прекрасная, умная и обаятельная женщина Нелли Львовна Кузнецова, живущая в Саратове. Мне посчастливилось познакомиться с нею в прошлом году благодаря друзьям и коллегам Антона по театру драмы имени И.А. Слонова. Неожиданно узнала, что Нелли Львовна выпустила книгу «Антон Кузнецов: «…потому что я люблю…» (Санкт-Петербург, 2016), посвятив её своему единственному сыну. Книга обращена к маленькому внуку Ивану (Ивану Антоновичу Кузнецову, если по-взрослому), живущему за границей, но понимающему русский язык. Та работа, которую проделала безутешная Нелли Львовна, заставляет склонить перед нею голову, ведь она не только описала жизнь сына, уложившуюся в сорок пять лет, но и воссоздала фрагменты культурной жизни нашего дорогого Саратова, где родился Антон и его родители. Несколько строк посвящено и Степану Кузьмичу Кузнецову, уважаемому в городе фронтовику, ветерану Великой Отечественной войны. Вспомним о нём и мы.
К счастью, на одном из сайтов, посвящённых ветеранам Великой Отечественной войны, опубликована краткая биография Степана Кузнецова. должны помнить не только саратовцы…






Степан Кузьмич Кузнецов родился 9 января 1907 года в деревне Яковлевка Тамбовской области, в многодетной семье. У Кузьмы и Натальи Кузнецовых было шестеро детей, девочки и мальчики.
Степан пошёл в армию в конце 1920-х годов (вероятно, в 1925-м). Во время рядовой службы стал танкистом. Об этом времени, к сожалению, практически ничего не известно. Но то, что с молодости Степан Кузьмич выбрал себе профессию, которой остался верен до конца своих дней, понятно.
Известно то, что Кузнецову приходилось участвовать в подавлении Антоновского мятежа. В те годы Степан Кузьмич уже стал офицером Красной армии. Служба продолжилась в Саратове, хотя пока предстоит требуется уточнить, обучался ли он в одном из саратовских танковых училищ, повышал ли там профессиональное образование. На одном из удостоверений значится: «Военная ордена Ленина Академия Механизации и Моторизации им. И.В. Сталина» (правда, это было уже в сентябре 1943 г.).
Известно, что судьба переместила Степана Кузнецова в Саратов, где у него появилась шестнадцатиметровая квартира. В голодные годы родители танкиста умерли на родине, он забрал всех братьев и сестер и какое-то время все жили вместе. Родственные связи раньше были удивительно чистыми и крепкими.
В начале 1930-х годов Степан Кузнецов служил в Саратовской дивизии командиром взвода. Возможно, этой дивизией была прославленная 32-я стрелковая танковая дивизия, штаб которой располагался некоторое время на улице М. Горького, 21, о чем гласит мемориальная доска на фасаде (именно здесь через несколько десятилетий будет гомонить и звенеть детскими голосами средняя школа № 3 имени А.С. Пушкина, в которой я училась с первого до десятого класса. Увы, сейчас на это чудесное здание больно смотреть – оно обшарпано и находится в непрезентабельном виде, невзирая на свою почтенную историю. А ведь именно о нём писал в стихах Константин Симонов, знаменитый поэт-фронтовик…)


В середине 1930-х годов Степан Кузьмич стал главой собственной семьи. Его супругой стала Екатерина Леонтьевна Тандерова (о которой мне ничего не известно). Детей назвали в духе времени: старшую дочь назвали Дальвоса (это удивительное имя напоминало военному годы службы на Дальнем Востоке), она родилась в 1936 году; вторая была названа Гертрудой (производное от «Герой труда»), она появилась на свет в 1938 году; долгожданного младшего сына назвали уже без причуд – Валерий, он был рождён в 1939 году. У каждого из детей Кузнецовых судьба сложилась по-своему. В момент, когда я пишу эту статью, в живых осталась лишь Дальвоса Степановна, хотя память уже подводит её…
Но вернёмся к Степану Кузьмичу Кузнецову. В 1938 году он получил свой первый орден – орден Красной звезды как участник боев на озере Хасан. Документ об этом награждении хранится до сих пор в семье сына.


До весны 1941 года Степан Кузьмич служил на Дальнем Востоке. Незадолго до начала Великой Отечественной войны он был переведен в Горький (Нижний Новгород) на должность командира роты.
Степан Кузьмич Кузнецов прошёл всю войну, служил на Белорусском фронте, был неоднократно ранен. Войну закончил в Венгрии, откуда с победой вернулся на родину. Нелли Львовна в своей книге приводит такой факт: «…он ещё долго восстанавливал в Германии метро и привёз оттуда (сыну – А.М.) флейту с замечательным звуком – настоящий, редкий инструмент». На этой флейте будет заниматься Валерий, который поступит позже в Гатчинское военное училище и будет служить в военном оркестре, принимать участие в параде на Красной площади.

Воспоминаний о страшных эпизодах военных лет хватало. Например, о ранениях, полученных героическим танкистом на фронте. Та, в боях за город Дебрецен Степан Кузьмич был тяжело ранен. Настолько плохо было бойцу в те дни, что его приняли за мертвого и увезли в морг. Но великая воля к жизни спасла Степана Кузнецова: к счастью он очнулся и начал кричать, и голос его услышали, и был восстановлен Степан Кузьмич, и жил ещё долгие годы.
В книге «Антон Кузнецов: «…потому что я люблю…» есть воспоминания о том, как дедушка Антона приходил к внуку в 42-ю школу (ныне это гимназия № 3) и выступал перед ребятами в своём кителе с наградами, чем внук страшно гордился. Он обожал своего деда и был очень похож на него, что можно увидеть невооружённым взглядом. На кителе красовались интересовавшие школьников награды: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, орден Красного знамени, орден Александра Невского, медаль «За боевые заслуги» и другие.



После окончания войны Степан Кузьмич Кузнецов преподавал тактику в Горьковском Суворовском училище. В 1947 году его перевели военным представителем одного из заводов в Люберцах (Подмосковье). В 1949 г. был назначен заместителем командира полка, служил под Жмеринкой. С 1950 по 1953 гг. служил в группе Советских войск в Германии, позже был переведен в Одесский военный округ. Службу окончил в 1954 г в Стерлитамаке (Башкирия).
История постоянно переписывается теми, кому выгодно переиначить, подтасовать те или иные факты. Но ведь мы знаем: «факты – вещь упрямая». И кому предъявлять счёты теперь, когда остались лишь фотографии и документы, и далёкий правнук Ваня Кузнецов, приезжающий в Саратов как редкий гость, дорогой внук любящей бабушки Нелли? Ничего из прекрасной песни жизни не выкинешь, ничего… Орден Александра Невского, полученный Степаном Кузьмичом Кузнецовым, бабушка передала внуку, чтобы тот изучал русскую историю и гордился своим русским именем и своими корнями – саратовскими ли, тамбовскими ли…
После демобилизации Степан Кузьмич Кузнецов вернулся в Саратов. Работал в военкомате до 1983 г. Был счастлив в кругу семьи, занимался садом, внуками. Антон вспоминал: «Дед прожил 91 год. Будучи, по сути, крестьянским человеком, он обожал природу, сад, дачу. Мне с ним всегда было необычайно хорошо и спокойно. Он не слишком любил разговаривать, но до конца дней оставался человеком, любившим жизнь… Дед был человеком парадоксальным с сильно развитой интуицией – мог уже пожилым впервые читать и перечитывать Библию, приговаривая: надо же знать то, что я всю жизнь критиковал по идейным соображениям».


Сохранились групповые фотографии со встреч ветеранов 32-й стрелковой дивизии, в числе которых и Степан Кузьмич. Встречи проходили в музеях школ и техучилищ Саратова, среди документов есть и приглашение на встречу в Солнечногорск Московской области на встречу, посвящённую 40-летию сражения на озере Хасан…
Степан Кузьмич Кузнецов умер 14 декабря 1997 года в Саратове. Он похоронен на «ветеранском» участке Елшанского кладбища, невдалеке от церкви.
Дети Степана Кузьмича тоже стали достойными людьми: трудовая биография Дальвосы Степановны Хохловой (Кузнецовой) была долгие годы связана с Саратовским медицинским институтом (кафедрой фармакологии), Гертруда Степановна Старожицкая (Кузнецова) работала в научно-исследовательском институте «Микроб», деятельность Валерия Степановича Кузнецова в последние годы была связана с Политехническим институтом.

Анна Морковина



P.S. В отличие от Антона Кузнецова, моего талантливого ровесника, я никогда не видела живым своего дедушку-фронтовика – Ивана Никитовича Трещукова. От папиного отца осталась только одна-единственная фотография, которую берег мой отец, да фамилия-инициалы его высечены на обелиске в селе, где он родился. Но я хочу обратиться к тем, чьи деды и прадеды были участниками той, Великой Отечественной войны: берегите память о них. Мы должны быть достойны своих ветеранов!