В. Прозоров: «Дегуманитаризация нашего общества – дорога в никуда»
10:53
29 января 2013
Публикации
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Научный руководитель ИФиЖ СГУ, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Валерий Владимирович Прозоров предложил следующие тезисы, с которыми он выступил на декабрьском заседании Ученого совета ИФиЖ СГУ и которые единодушно приветствовались его коллегами: «О дискриминационной ситуации с русской литературой в образовательно-культурном пространстве России».
– Мы знаем: помимо нефти, газа, иных сырьевых ресурсов – главная конвертируемая, признаваемая во всем мире наша ценность – русская литературная классика. И все, кому сегодня за 30, худо-бедно овладевали основами литературной культуры прежде всего в средней школе. Часто и охотно брюзжим: прежде, мол, плохо учили. Но и отлично учили – тоже! Дело, как всегда, в личности педагогов…
– Да, читать перестают повсеместно! Да, причин много: Интернет, клиповое мышление, видео- и аудиопродукты теснят книгу… Все так! Но гильотина – дурной способ избавления от головной боли.
– В ХХI веке в России почти полностью забыты отечественные традиции, связанные с масштабными просветительскими инициативами по случаю широко отмечавшихся (со времен Достоевского) юбилеев литературных классиков. А это были уместные предлоги для сосредоточения общенационального внимания на судьбах ярких, нетленных сокровищ словесности. Это, как правило, была настоящая забота квалифицированных филологов о читательской компетенции современников.
Отдельная и очень больная тема – системное филологическое просветительство, как чистый воздух, необходимое нашему обществу.
Как никогда прежде, мы нуждаемся в умном чтении и разумном почитании русских классиков, в т. ч. и в социальных сетях Интернета…
– Между тем, на государственном уровне процесс дискриминации литературной классики идет безостановочно: количество часов на литературу в школе доведено до предельного минимума. И самое главное! – сделано все, чтобы отнести литературу на задворки школьного образования. Говорим-вещаем о патриотизме, а русская литература, проникнутая пафосом любви к отечеству, безразлично и недальновидно сдается в архив…
Отменены письменные (сочинение) и устные, связанные с литературой, квалификационные испытания. Вместо этого для школьников, сохраняющих преданность отечественным литературным ценностям, введен ЕГЭ. А ЕГЭ по литературе (этого не хотят слышать в Минобрнауки!) изо всех сил помогает формировать внесистемные знания-объедки.
– Как минимум, надо вернуться (одновременно обновляя содержание образования) к русской литературе как к основному (вместе с русским языком и историей), формирующему личность предмету в средней школе; восстановить самостоятельные аттестационные письменные творческие работы-сочинения с последующим (а здесь уже отчетливая педагогическая инновация!) непременным собеседованием по мотивам собственных сочинений учащихся. Это будет проверкой приводящих в порядок ум и душу человеческую умений самостоятельно мыслить и размышлять вслух по поводу важнейших социально-нравственных исканий и проблем нашей жизни…
– Печально обстоят дела и в высшей школе. Безостановочно сокращаются бюджетные места на филологических факультетах вузов страны (в том числе, по отечественной филологии). О серьезной, обоснованной тревоге по поводу политики разгрома российского гуманитарного образования во всеуслышание заявили филологи МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании своего Ученого совета 22 ноября 2012 года. В целом их пафос, их серьезную озабоченность разделяет все гуманитарное сообщество… Мы хорошо понимаем: очень скоро не сможет (особенно в провинции) произойти естественная смена поколений учителей-словесников в средней школе…
С разным геростратовым успехом продолжающаяся уже около столетия дегуманитаризация нашего общества, получившая в последние годы новое безумное ускорение, – дорога в никуда.
www.sgu.ru 21 января 2013 года
– Мы знаем: помимо нефти, газа, иных сырьевых ресурсов – главная конвертируемая, признаваемая во всем мире наша ценность – русская литературная классика. И все, кому сегодня за 30, худо-бедно овладевали основами литературной культуры прежде всего в средней школе. Часто и охотно брюзжим: прежде, мол, плохо учили. Но и отлично учили – тоже! Дело, как всегда, в личности педагогов…
– Да, читать перестают повсеместно! Да, причин много: Интернет, клиповое мышление, видео- и аудиопродукты теснят книгу… Все так! Но гильотина – дурной способ избавления от головной боли.
– В ХХI веке в России почти полностью забыты отечественные традиции, связанные с масштабными просветительскими инициативами по случаю широко отмечавшихся (со времен Достоевского) юбилеев литературных классиков. А это были уместные предлоги для сосредоточения общенационального внимания на судьбах ярких, нетленных сокровищ словесности. Это, как правило, была настоящая забота квалифицированных филологов о читательской компетенции современников.
Отдельная и очень больная тема – системное филологическое просветительство, как чистый воздух, необходимое нашему обществу.
Как никогда прежде, мы нуждаемся в умном чтении и разумном почитании русских классиков, в т. ч. и в социальных сетях Интернета…
– Между тем, на государственном уровне процесс дискриминации литературной классики идет безостановочно: количество часов на литературу в школе доведено до предельного минимума. И самое главное! – сделано все, чтобы отнести литературу на задворки школьного образования. Говорим-вещаем о патриотизме, а русская литература, проникнутая пафосом любви к отечеству, безразлично и недальновидно сдается в архив…
Отменены письменные (сочинение) и устные, связанные с литературой, квалификационные испытания. Вместо этого для школьников, сохраняющих преданность отечественным литературным ценностям, введен ЕГЭ. А ЕГЭ по литературе (этого не хотят слышать в Минобрнауки!) изо всех сил помогает формировать внесистемные знания-объедки.
– Как минимум, надо вернуться (одновременно обновляя содержание образования) к русской литературе как к основному (вместе с русским языком и историей), формирующему личность предмету в средней школе; восстановить самостоятельные аттестационные письменные творческие работы-сочинения с последующим (а здесь уже отчетливая педагогическая инновация!) непременным собеседованием по мотивам собственных сочинений учащихся. Это будет проверкой приводящих в порядок ум и душу человеческую умений самостоятельно мыслить и размышлять вслух по поводу важнейших социально-нравственных исканий и проблем нашей жизни…
– Печально обстоят дела и в высшей школе. Безостановочно сокращаются бюджетные места на филологических факультетах вузов страны (в том числе, по отечественной филологии). О серьезной, обоснованной тревоге по поводу политики разгрома российского гуманитарного образования во всеуслышание заявили филологи МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании своего Ученого совета 22 ноября 2012 года. В целом их пафос, их серьезную озабоченность разделяет все гуманитарное сообщество… Мы хорошо понимаем: очень скоро не сможет (особенно в провинции) произойти естественная смена поколений учителей-словесников в средней школе…
С разным геростратовым успехом продолжающаяся уже около столетия дегуманитаризация нашего общества, получившая в последние годы новое безумное ускорение, – дорога в никуда.
www.sgu.ru 21 января 2013 года