Радио в Саратове.

22:47 21 мая 2018
Летопись
307
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Радио в Саратове.
В 1924–1925 гг., когда Москва начала свои регулярные радиопередачи, в Саратове образовалось Общество друзей радио – ОДР. В то время в городе действовала искровая радиостанция, которая принимала радиопередачи телеграфом. Она находилась около железнодорожной станции «Саратов–1». Здесь стояли четыре мачты высотой в 50 м, которые принимали сигнал.
1926 год стал временем бурного роста радио по всей стране. В Саратове был создан первый радиоузел с усилителем, изготовленным радиолюбителями. Он находился на углу улиц Сакко и Ванцетти и Вольской: на крыше бывшего здания Облсовпрофа была установлена 25-метровая металлическая мачта, изготовленная, опять же, радиолюбителями, а внизу, в подвальном этаже оборудован радиоузел мощностью всего 10 ватт. Установили два репродуктора: на балконе правого крыла здания бывшего обкома КПСС на ул. Советской в сторону улицы Чапаева, второй – на Главпочтамте в сторону цирка.
Открытие саратовской широковещательной станции состоялось 8 ноября 1926 г. Уже 13 ноября газета «Саратовские известия» №260 писала:
«Губисполком признал целесообразным использовать местную широковещательную радиостанцию для культурно- просветительных целей и для передачи распоряжений местных органов власти по переферии…»
В той же газете, но от 19 ноября №265 читаем:
«16 ноября состоялась пятая по счёту передача и первый радиоконцерт, организованный Обществом друзей радио.
Девять часов вечера. Говорит саратовская широковещательная станция Общества друзей радио. “Передаём концерт под руководством Нины Александровны Аносовой-Пасхаловой. Слушайте, начинаем” (передачу вела первый диктор Саратовского радио Зоя Титаренко – ред.).Первое отделение концерта занимает свободный художник Ленинградской консерватории Екатерина Давыдовна Лемберг (рояль). Во время 10-минутного перерыва беспрерывно трещат телефоны. Сообщают: “Слышим передачу громче станции Коминтерна”, “Передача не мешает приёму Сокольников и Коминтерна. Чистота и модуляция великолепны. Пожалуйста, продолжайте концерт…”»
Развитие радиовещания требовало соответствующей техники, строительства радиостанции, радиоузла. Под радиоузел и радиокомитет (он вошел в строй в 1929году) был отдан домик на ул. Провиантской, 21. Собственное регулярное радиовещание началось в Саратове в сентябре 1931 г. Для подготовки радиопередач был набран штат журналистов, дикторов и технические службы.
В радиокомитете сначала было шесть редакций: детская, драматическая, музыкальная, последние известия, пропаганды, низовое вещание. Объём собственного вещания составлял 8 часов 30 минут в день, позже – 4 часа.
По воспоминаниям Ивана Захаровича Духова, который работал на радио с 1935 г., а в 1937 г. возглавлял радиокомитет, при радио существовала газета «Нижне-Волжский пролетарий», редактором которой был Иван Трифонов (в будущем – секретарь обкома партии). Выпускалась сельскохозяйственная газета, где работали Василий Цвелёв, Елыгин, Михаил Чемодан, Николай Вирта (Карельский) – позже известный писатель. Политическим вещанием на радио занимался журналист Иван Иванович Москвичёв. Над выпуском «последних известий» работал Николай Афанасьев. Музыкальным вещанием руководил Робертус, в подготовке литературных передач принимали участие поэты Вадим Земной, Виталий Волков, Виктор Тимохин. Редактором передач для детей был Борис Фёдорович Озёрный (Дурнов), известный поэт и писатель.
Все они (кроме Робертуса) в то время были молоды и с энтузиазмом поднимали новое (и в техническом отношении, и в журналистском смысле) дело. Местное радио первым известило о вступлении в строй Саратовской ТЭЦ-1, крекинг-завода, комбикормового завода, хлебзаводов в Вольске и Саратове, маслосырзаводе в Пугачёве. В 1934 г. партия и правительство принимают решение о строительстве в Саратове одного из первых в Советском Союзе завода зуборезных станков. В 1935 г. вошёл в строй крупнейший в Европе железнодорожный мост через Волгу, началось строительство крупнейшего завода шарикоподшипников. Выступавшие у микрофона комсомольцы призывали молодёжь на новую стройку, объявив над ней шефство. Широкое распространение получило стахановское движение. Поднималось колхозное строительство. Широким фронтом шла борьба с неграмотностью. Это наша история и обо всем этом рассказывало саратовское радио. Саратов был центром культурного строительства в Нижне-Волжском крае.
Любопытно, что первый жанр, в котором работало радио, была радиогазета. Она компоновалась из небольших статей и сообщений на самые разные темы. Приглашённые выступали непосредственно у микрофона, в прямом эфире, ведь записи на пленку тогда ещё не было. Но их текст был полностью напечатан, отредактирован и заверен руководством и ЛИТО (литературно-издательским отделом). Материалы журналистов тоже проходили по этой схеме, а читать их в эфире доверялось только дикторам, у которых были хорошие, поставленные голоса, правильное произношение, грамотная литературная речь. Для справок в студиях всегда были словари (орфоэпические, ударений и т.д.), которые постоянно обновлялись.
Много радости доставляли радиослушателям концерты мастеров искусств. Они на радио шли постоянно. Выступали не только приглашённые артисты, но и свои: при радиокомитете был не только штат артистов, но и хор, и, какое-то время, даже духовой оркестр.
22 июня 1941 года радио принесло весть о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. В это тяжелое, грозное время радиовещание оказалось «мобилизованным и призванным».
На фронт ушли Борис Озёрный, Михаил Блиннер (был тяжело ранен), Палий (погиб), Анатолий Долганов (погиб), Михаил Ганский (пропал без вести) и руководитель радиокомитета Иван Захарович Духов, на место которого заступил сменил Иван Иванович Москвичёв.
На саратовском радио начались регулярные передачи о том, как люди трудятся в тылу, помогая Красной Армии. Это были информационные сообщения, репортажи с предприятий, из колхозов, выступления у микрофона передовиков труда, руководителей предприятий, учёных, писателей. Без задержки шли сводки Совинформбюро. Постоянно работал радиомаяк. Несмотря на то, что многие сотрудники радио ушли на фронт, и редакции опустели, вещание шло без срывов.
В то время как были закрыты областные молодёжная и пионерская газеты, а «Коммунист» выходил форматом наполовину меньше, местному радио придавалось большое значение. На радио выступали руководящие партийные и советские работники, передавались «Письма на фронт» и «Письма с фронта». Когда шла битва за Сталинград, саратовское радио стало опорным пунктом военных корреспондентов.
В годы войны на базе саратовского радио вела свои передачи украинская радиостанция имени Т.Г. Шевченко. Среди её работников были видные журналисты Лука Фомич Паламарчук (председатель радиокомитета Украины), Иван Цупа, детская поэтесса Мария Пригара, искусствовед Всеволод Пашкевич и др. Редакторами музыкальных программ были Петр Поляков, композитор Петр Гайдамак и Галина Павловна Углецкая (она потом работала музыкальным редактором саратовского радио вплоть до 1964 г.) И, конечно, большое место среди журналистов занимал Ярослав Галан, человек эрудированный, разноплановый, фантастически работоспособный, талантливый и как журналист, и как писатель. Его ежедневные выступления были оперативные, острые, злободневные. Он боролся против фашизма и национализма яркими, доходчивыми, убедительными памфлетами.
После войны состав журналистов, работающих на радио, значительно обновился. К 1960-м гг. сформировалась довольно сильная группа: Евелина Давыдовна Рехена занималась общественно-политическим вещанием; Степан Пантелеймонович Жученко руководил редакцией информации; Пелагея Васильевна Пахомова готовила передачи по письмам радиослушателей (а их было огромное количество); Иван Олимпович Рогожин, фронтовик, занимался промышленной тематикой, фронтовики Владимир Николаевич Резников, Марк Давыдович Береговой и Евгений Растегаев – сельскохозяйственными программами; а Розу Григорьевну Озёрную называли «нашей культурной энциклопедией» (широта знаний прошлого и настоящего литературы, музыки, театрального, художественного искусства помогали ей в создании ярких, интересных, запоминающихся программ); Маргарита Константиновна Антонова занималась передачами для детей, нередко приглашая для их ведения школьников из городского Дворца пионеров, ставших впоследствии заслуженными и народными артистами.
В те годы на радио пришли молодые журналисты Светлана Алексеева (в редакцию информации), Светлана Дедух (Чеснокова), ккоторая сначала готовила молодёжные передачи, а позже перешла в общественно-политическую редакцию. Большую популярность имели молодежные программы Эльвиры Шляхтиной, которая сегодня возглавляет отдел писем в газете «Московская правда». Лейла Бочкова занималась 7-часовым УКВ-ЧМ вещанием и передачами для художественной редакции. Детские передачи перешли к Ирине Самсоновой.
Возглавлял радиовещание умный руководитель и талантливый журналист, участник Великой Отечественной войны Яков Фёдорович Филипченко, а председателем комитета по радиовещанию и телевидению в то время был тоже авторитетный, опытный человек, журналист, газетчик Ефим Осипович Кульжонков. На этом посту в 1978 г. его сменил Владимир Григорьевич Аникеев, который проработал в этой должности до 1985 г.
Названия радиокомитета менялось: вначале – широковещательная станция Общества друзей радио; затем – Комитет по радиовещанию и радиофикации; после начала телевещания в 1957 г. – комитет по радиовещанию и телевидению исполкома Саратовского областного совета депутатов трудящихся, потом – областной комитет по телевидению и радиовещанию и т.д., наконец, с 1992 г. – Государственная телерадиокомпания «Саратов» (ГТРК «Саратов»).
Можно сказать, настоящую революцию в радиожурналистике совершило появление магнитной записи в середине 1950-х гг. Перед журналистами радио открылись большие возможности, свобода в общении с людьми, живые, эмоциональные интонации устной речи. Журналисты стали выходить в эфир со своими материалами. Эфир стал разнообразнее, интереснее, исчезали «официальные» интонации. Художественное вещание получило дополнительную возможность запечатлеть мастерство лучших исполнителей (профессионалов и участников художественной самодеятельности), особенно с получением передвижной машины звукозаписи.
Корреспонденты часто бывали в командировках, доезжали до самых дальних точек области и каждому, конечно, было что рассказать о незабываемых встречах с людьми, о буднях радиожурналистики.
В 1968 г. радиокомитет переехал на ул. 2 Садовая, где был построен новый радиодом, соединивший в единый городок радио и телевизионные студии и технические службы.
С января 1972 г. к областному прибавилось субботнее двухчасовое стереовещание. Саратовское радио часто выходило в эфир Всесоюзного радио. Наличие в новом радиодоме хорошо оснащённой большой студии позволило создавать свои оригинальные радиоспектакли, многие из которых тоже транслировало всесоюзное радио. В этой студии записывались саратовские музыканты, композиторы, мастера сцены. Большинство записей сохранилось в фондах радио. Это бесценное культурное наследие, которое удалось сохранить, переведя с плёнки в цифру, во многом благодаря звукорежиссёру Александру Белолапоткову.
В 1974 г. произошло структурное изменение: радио- и телевизионные работники были объединены в три большие редакции: информации радио и телевидения (главный редактор Анатолий Павлович Зотов, позже – Светлана Дедух), общественно-политическая радио и телевидения, куда вошли промышленная и сельскохозяйственная редакции (главный редактор Михаил Давыдович Исхизов), и художественная радио и телевидения, куда вошли также детская и молодёжная (главный редактор Людмила Александровна Бойко, позже – Лейла Бочкова).
Вскоре молодежная редакция стала самостоятельной (главный редактор Наталья Павловна Елшина). Отдельно стояла киноредакция (главный редактор Валентин Петрович Казаков). Существовал также отдел писем, редакция программ и выпуска. Такая структура продержалась 17 лет. Познав специфику работы, журналисты могли создавать передачи как для радио, так и для телевидения. В итоге, к моменту разъединения в 1991 г., некоторые радиожурналисты остались работать на телевидении: Наталья Елшина, Надежда Макеева, Александр Никитин, Виктор Балак, Станислав Маринин, Андрей Башкайкин., – а Юрий Мягков с успехом продолжал работу и на телевидении, и на радио. На радио осталось две редакции: информации (редактор Лилия Липатова) и художественная (редактор Лейла Бочкова, затем – Надежда Макеева).
В 1990-е гг. произошла некоторая политизация радиоэфира, в прямом эфире появились «прямые линии», диспуты и споры. У микрофона выступали политические деятели новой волны. Вместе с тем, в художественном вещании появились новые программы и новые разноплановые темы. Так, например, в течение десяти лет вещал художественный канал «Творчество» (в эфир приглашались известные учёные, писатели, музыканты, молодые исполнители). Его передачи имели огромное количество откликов, писем и даже публикаций в местной прессе. Но в 2001 г. новое руководство комитета закрыло канал. Время вещания стремительно сокращалось
Невостребованными оказались программы для школьников, студентов и молодёжи, крупные художественные жанры, многие литературные, драматические и музыкальные программы. Перестали выделять средства на гонорары актёрам, а потом и журналистам. Размонтировали выездную звукозаписывающую технику. Несмотря на многочисленные письма радиослушателей, на попытки деятелей культуры Саратова сохранить художественное вещание, рамки радиовещания постепенно сжимались до информационного формата. Сокращался штат журналистов, дикторов, звукооператоров и работников других специальностей.
К 2005 г. постепенно упразднили разделение на редакции: радио России «Саратов» стало выступать как единый информационный канал, завоевали свое место интерактивные передачи, на радио стало звучать множество самых разных голосов. Журналист Лилия Липатова свободно общалась в эфире с политическими, либеральными деятелями всех уровней. Вместе с тем не стало возможности делать свои оригинальные музыкальные, театральные записи.
До 2013 г. радио возглавляла Лилия Липатова, а затем – журналист и писатель Евгений Грачёв. При нём была полностью обновлена техника, радио целиком перешло на цифровое вещание. В 2018 г. радиовещание составило 3 часа 30 минут ежедневно. Наряду с информационными сообщениями, репортажами, беседами в эфире стали появляться очерки, обзорные программы, увеличилась краеведческая, литературная тематика, появились познавательные сюжеты. Обновились все рубрики. Популярностью у радиослушателей пользуются информационно-публицистическая программа «Начало дня», циклы передач «От Хопра до Иргиза», «Лирический аккорд», «С первого дубля» и др.

Лейла Бочкова