Приказано выжить
15:11
13 мая 2013
Публикации
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
"Вам нужен ветеран для репортажа? Возьмите Аркадия Александровича Богатырева. Он умный, образованный, душевный. Журналист и писатель. Он в нашей организации один из самых уважаемых", – отрекомендовал нам своего товарища по ветеранскому движению председатель областной организации ветеранов Георгий Фролов. "А как Аркадий Александрович себя чувствует? Здоровье позволяет ему принимать журналистов?" – интересуюсь осторожно, узнав, что ветерану исполнилось недавно 85 лет. "Еще как позволяет! Ходит, бегает и даже на красивых девушек засматривается!" – шутит Фролов. Ободренные такими оптимистическими заверениями, покупаем коньяк, душистый подарочный чай и вкусный вишневый торт, и вместе с фотокором Юрием Набатовым отправляемся к ветерану в гости…
"Это Раек! Роднулька моя!"
"Здравствуйте. Проходите, Аркадий Александрович вас ожидает" – на пороге нас встречает маленькая, аккуратная женщина в нарядной блузке. Это Раиса Афанасьевна, супруга ветерана. У нее внимательный взгляд и скромная, едва заметная улыбка. Она на удивление молодо выглядит. Позже Аркадий Александрович расскажет, что с женой они прожили душа в душу 58 лет, родили сына, а тот им подарил двух внуков. "Это Раек! Роднулька моя!" – ласково говорит о жене ветеран и пламенно обнимает.
Он увидел ее однажды из окна дома в компании семи девчонок. Вечером того же дня побежал на танцы знакомиться. Дело было уже после войны, в Балашове. Четыре дня встреч и год переписки – молодого человека отправили работать в Белоруссию. "Я ей сказал тогда: дождешься меня – через год поженимся. Она дождалась", – рассказывает Богатырев. "И она вас за четыре дня полюбила?" – спрашиваю ветерана. "А чего ж не полюбить? Я красивый был, шевелюра густая, усы – все при мне было!" – шутит ветеран.
Он и сейчас выглядит молодцом: подтянутый, улыбающийся, энергичный, парадный костюм увешан медалями и орденами.
Недавно Богатыревы стали прабабушкой и прадедушкой – правнуку полтора годика. До последнего времени жили вшестером в трехкомнатной квартире, одной большой и дружной семьей. Три поколения под одной крышей. Потом внучки уехали в Москву, ветеран с супругой остались жить со снохой и сыном.
С утра двери в их квартиру не закрываются, накануне Дня Победы ветерана все спешат поздравить, несут цветы, обнимают, желают здоровья и долгих лет жизни. "Спасибо. Будет сделано!" – рапортует он в ответ с такой уверенностью в голосе, что сомнений в исполнимости желаемого не возникает.
Всех гостей ветеран радушно усаживает за стол, предварительно показав большой белый конверт с красной надписью "Кремль. Президент РФ Владимир Путин. Поздравительная телеграмма". А сам тем временем просит жену принести альбом с фотографиями и две книги, которые он написал собственноручно, уже через много лет после войны. Одна посвящена известному саратовскому селекционеру и тоже ветерану войны Юрию Козлову, его давнему другу, вторая называется "Эпизоды войны" и содержит военные воспоминания самого Аркадия Александровича об однополчанах и его двух старших братьях и отца, которые тоже воевали. "Ушли мы на фронт – четверо здоровых мужчин, а вернулись инвалидами", – говорит ветеран.
У него пять ранений, две контузии. Простреленная в 44-м рука болит до сих пор. Но хворать и скучать ему характер не позволяет. Да и некогда: Богатырев возглавляет областной Совет ветеранов журналистики, занимается "Книгой памяти", встречается с молодежью.
За столом вместе с нами сидит средних лет женщина. "Я почтальон, вот тоже пришла Аркадия Александровича поздравить", – улыбается она.
Не верить похоронке
За праздничной трапезой разговор течет непосредственней. С тортом мы угадали, Аркадий Александрович сладкое любит, а вот с коньяком – не вполне. "Что такое коньяк? Закрашенная водка!" – улыбается ветеран и наливает нам "боевые сто грамм" из армейской фляжки, подаренной ему самим президентом на Параде Победы в Москве в 2010 году.
Он ушел на фронт в 1942-м 17-летним мальчишкой и мальчишкой встретил Победу. Начинал воевать под Старой Руссой, когда Красная Армия пыталась прорвать блокаду Ленинграда, а закончил войну в 45-м в госпитале на Урале после ранения (получил в боях под Ригой). До этого были еще бои в Белоруссии, как пехотинцу воевать с немцами Богатыреву довелось фактически лицом к лицу, часто в рукопашной. Однажды в каком-то блиндаже немец бросился на него и ударил ножом в грудь. У Аркадия Александровича в руке была граната с выдернутой чекой, и он, будучи уже раненным, что есть силы ударил противника в висок, а гранату бросил в немецкие окопы. Потом сам выдернул из груди нож и сумел добраться до своих.
В 1943-м во время наступления разорвалась мина, и осколок попал Богатыреву в спину, под левую лопатку, в область сердца. Когда прозвучала команда отходить, он потерял сознание. Очнулся – вокруг никого нет. Он снова нашел в себе силы не сдаться – в течение шести часов полз к своим. Правда, перепутал направление и добрался не до своей, а до соседней части. Потом врач ему скажет, что он родился в рубашке: осколок очень "удачно" закупорил рану и не выпал, иначе была бы потеря крови и смерть.
Тем временем командование его родной части, видя отсутствие бойца, направило похоронку матери. "Мама тогда не поверила. Она раньше уже получала похоронку на старшего сына, но он оказался жив", – говорит ветеран.
"Кому не страшно на войне? Всем было страшно", – делится Богатырев и вспоминает, как однажды по приказу ринулся в атаку под прямым огнем. А когда оглянулся назад, то увидел, что кроме него никто из солдат в атаку не поднялся. "Тогда говорили, кто в атаку не идет – расстреливать на месте. Конечно, никого на самом деле не расстреливали, но подстегнуть людей было нужно…", – объясняет ветеран. А я смотрю на его фотографию тех лет, на наклеенные аккуратно в рядок фотографии его однополчан и не понимаю, как юноши могли это все пережить? Как не сломались? Каким чудом выжили?
Умереть без шума…
"Мы знали, что у фашистов был план – оставить в живых в Советском Союзе 15 миллионов человек, остальных уничтожить. И это не преувеличение и не пропаганда, это факт, который они сами озвучили. И мы не могли им позволить захватить нашу страну, стереть наш народ с лица земли. Вы слышали про Хатынь? Сколько миллионов людей они сожгли? Поэтому в бою у меня лично никогда не было жалости к врагам, я не думал о том, что передо мной живой человек. Напал – значит, враг. Должен быть уничтожен – и точка…", – объясняет он.
Тяжелых, трагических и по-настоящему героических эпизодов в военной истории Богатырева было много. "Однажды у нас было задание переправиться через реку, захватить плацдарм и удерживать его любой ценой. Мост через реку частично был взорван, перебираться пришлось по висевшей балке, которая едва держалась, под прямым обстрелом. Мне было поручено отобрать для этой операции с каждого взвода по шесть человек. Я отобрал, сказал, что дело смертельное, все можем погибнуть. Но пошли все, никто не отказался. Всем была дана команда даже в случае ранения или срыва в воду не кричать, не стонать, чтоб не привлекать внимание. Один человек сорвался в воду, не издав при этом ни звука. Фактически утонул молча. Остальные дошли, и плацдарм мы заняли". За это Богатырев был награжден медалью "За отвагу".
После войны Богатырев окончил сельскохозяйственный институт, работал агрономом, сотрудничал с газетой "Коммунист", был аграрным корреспондентом. В Саратове живет с 1958 года. В коммунистическую партию вступил еще в 18 лет и из нее не выходил, но в настоящий момент ни к какой партии себя не причисляет, а только наблюдает за тем, что происходит в стране. Говорит, что со многим из того, что делает нынешнее федеральное правительство, он не согласен, однако и в сторону оппозиции смотрит без особой симпатии. Когда-то он был в самой гуще сражений, теперь предпочитает позицию "над схваткой". Его беспокоит, что вместо того, чтобы заниматься внутренними проблемами страны, которых, по его мнению, накопилось великое множество, и живыми людьми, руководство больше печется о внешнеполитических отношениях с зарубежными странами.
По словам Раисы Афанасьевны, супруг ее унывать не привык, все время при деле. 9 Мая обязательно пойдет на парад, затем на прием к губернатору. Кроме своих общественных обязанностей, с удовольствием работает на даче. А еще они вместе с женой по утрам делают зарядку. "Надо держать себя в форме! – говорит ветеран. – Я сидеть дома не могу и другим не советую. Тут все от настроя зависит".
На вопрос, что дает ему силы и что вдохновляет, отвечает с улыбкой: "Дети, внуки и любовь роднульки!" "Он молодец, большой молодец!" – смеется супруга, похлопывая ветерана по плечу.
А я снова смотрю на их такое нежное друг к другу отношение и думаю о том, какое замечательное поколение людей еще есть в нашей стране. Это люди верные, мужественные, преданные, цельные. Люди, прошедшие войну. И как же хорошо, что у нас еще есть возможность к этой цельности прикоснуться. Пока еще есть…
***
Прощаясь, мы желаем Аркадию Александровичу и Раисе Афанасьевне всего того, что принято желать ветеранам – не болеть, никогда не унывать, жить долго и счастливо.
Они пообещали…
"Боевые сто грамм" вместе с ветераном дегустировала Елена БАЛАЯН. Фото Юрия НАБАТОВА
Источник ИА "Взгляд-инфо" 8 мая 2013 г.
"Это Раек! Роднулька моя!"
"Здравствуйте. Проходите, Аркадий Александрович вас ожидает" – на пороге нас встречает маленькая, аккуратная женщина в нарядной блузке. Это Раиса Афанасьевна, супруга ветерана. У нее внимательный взгляд и скромная, едва заметная улыбка. Она на удивление молодо выглядит. Позже Аркадий Александрович расскажет, что с женой они прожили душа в душу 58 лет, родили сына, а тот им подарил двух внуков. "Это Раек! Роднулька моя!" – ласково говорит о жене ветеран и пламенно обнимает.
Он увидел ее однажды из окна дома в компании семи девчонок. Вечером того же дня побежал на танцы знакомиться. Дело было уже после войны, в Балашове. Четыре дня встреч и год переписки – молодого человека отправили работать в Белоруссию. "Я ей сказал тогда: дождешься меня – через год поженимся. Она дождалась", – рассказывает Богатырев. "И она вас за четыре дня полюбила?" – спрашиваю ветерана. "А чего ж не полюбить? Я красивый был, шевелюра густая, усы – все при мне было!" – шутит ветеран.
Он и сейчас выглядит молодцом: подтянутый, улыбающийся, энергичный, парадный костюм увешан медалями и орденами.
Недавно Богатыревы стали прабабушкой и прадедушкой – правнуку полтора годика. До последнего времени жили вшестером в трехкомнатной квартире, одной большой и дружной семьей. Три поколения под одной крышей. Потом внучки уехали в Москву, ветеран с супругой остались жить со снохой и сыном.
С утра двери в их квартиру не закрываются, накануне Дня Победы ветерана все спешат поздравить, несут цветы, обнимают, желают здоровья и долгих лет жизни. "Спасибо. Будет сделано!" – рапортует он в ответ с такой уверенностью в голосе, что сомнений в исполнимости желаемого не возникает.
Всех гостей ветеран радушно усаживает за стол, предварительно показав большой белый конверт с красной надписью "Кремль. Президент РФ Владимир Путин. Поздравительная телеграмма". А сам тем временем просит жену принести альбом с фотографиями и две книги, которые он написал собственноручно, уже через много лет после войны. Одна посвящена известному саратовскому селекционеру и тоже ветерану войны Юрию Козлову, его давнему другу, вторая называется "Эпизоды войны" и содержит военные воспоминания самого Аркадия Александровича об однополчанах и его двух старших братьях и отца, которые тоже воевали. "Ушли мы на фронт – четверо здоровых мужчин, а вернулись инвалидами", – говорит ветеран.
У него пять ранений, две контузии. Простреленная в 44-м рука болит до сих пор. Но хворать и скучать ему характер не позволяет. Да и некогда: Богатырев возглавляет областной Совет ветеранов журналистики, занимается "Книгой памяти", встречается с молодежью.
За столом вместе с нами сидит средних лет женщина. "Я почтальон, вот тоже пришла Аркадия Александровича поздравить", – улыбается она.
Не верить похоронке
За праздничной трапезой разговор течет непосредственней. С тортом мы угадали, Аркадий Александрович сладкое любит, а вот с коньяком – не вполне. "Что такое коньяк? Закрашенная водка!" – улыбается ветеран и наливает нам "боевые сто грамм" из армейской фляжки, подаренной ему самим президентом на Параде Победы в Москве в 2010 году.
Он ушел на фронт в 1942-м 17-летним мальчишкой и мальчишкой встретил Победу. Начинал воевать под Старой Руссой, когда Красная Армия пыталась прорвать блокаду Ленинграда, а закончил войну в 45-м в госпитале на Урале после ранения (получил в боях под Ригой). До этого были еще бои в Белоруссии, как пехотинцу воевать с немцами Богатыреву довелось фактически лицом к лицу, часто в рукопашной. Однажды в каком-то блиндаже немец бросился на него и ударил ножом в грудь. У Аркадия Александровича в руке была граната с выдернутой чекой, и он, будучи уже раненным, что есть силы ударил противника в висок, а гранату бросил в немецкие окопы. Потом сам выдернул из груди нож и сумел добраться до своих.
В 1943-м во время наступления разорвалась мина, и осколок попал Богатыреву в спину, под левую лопатку, в область сердца. Когда прозвучала команда отходить, он потерял сознание. Очнулся – вокруг никого нет. Он снова нашел в себе силы не сдаться – в течение шести часов полз к своим. Правда, перепутал направление и добрался не до своей, а до соседней части. Потом врач ему скажет, что он родился в рубашке: осколок очень "удачно" закупорил рану и не выпал, иначе была бы потеря крови и смерть.
Тем временем командование его родной части, видя отсутствие бойца, направило похоронку матери. "Мама тогда не поверила. Она раньше уже получала похоронку на старшего сына, но он оказался жив", – говорит ветеран.
"Кому не страшно на войне? Всем было страшно", – делится Богатырев и вспоминает, как однажды по приказу ринулся в атаку под прямым огнем. А когда оглянулся назад, то увидел, что кроме него никто из солдат в атаку не поднялся. "Тогда говорили, кто в атаку не идет – расстреливать на месте. Конечно, никого на самом деле не расстреливали, но подстегнуть людей было нужно…", – объясняет ветеран. А я смотрю на его фотографию тех лет, на наклеенные аккуратно в рядок фотографии его однополчан и не понимаю, как юноши могли это все пережить? Как не сломались? Каким чудом выжили?
Умереть без шума…
"Мы знали, что у фашистов был план – оставить в живых в Советском Союзе 15 миллионов человек, остальных уничтожить. И это не преувеличение и не пропаганда, это факт, который они сами озвучили. И мы не могли им позволить захватить нашу страну, стереть наш народ с лица земли. Вы слышали про Хатынь? Сколько миллионов людей они сожгли? Поэтому в бою у меня лично никогда не было жалости к врагам, я не думал о том, что передо мной живой человек. Напал – значит, враг. Должен быть уничтожен – и точка…", – объясняет он.
Тяжелых, трагических и по-настоящему героических эпизодов в военной истории Богатырева было много. "Однажды у нас было задание переправиться через реку, захватить плацдарм и удерживать его любой ценой. Мост через реку частично был взорван, перебираться пришлось по висевшей балке, которая едва держалась, под прямым обстрелом. Мне было поручено отобрать для этой операции с каждого взвода по шесть человек. Я отобрал, сказал, что дело смертельное, все можем погибнуть. Но пошли все, никто не отказался. Всем была дана команда даже в случае ранения или срыва в воду не кричать, не стонать, чтоб не привлекать внимание. Один человек сорвался в воду, не издав при этом ни звука. Фактически утонул молча. Остальные дошли, и плацдарм мы заняли". За это Богатырев был награжден медалью "За отвагу".
После войны Богатырев окончил сельскохозяйственный институт, работал агрономом, сотрудничал с газетой "Коммунист", был аграрным корреспондентом. В Саратове живет с 1958 года. В коммунистическую партию вступил еще в 18 лет и из нее не выходил, но в настоящий момент ни к какой партии себя не причисляет, а только наблюдает за тем, что происходит в стране. Говорит, что со многим из того, что делает нынешнее федеральное правительство, он не согласен, однако и в сторону оппозиции смотрит без особой симпатии. Когда-то он был в самой гуще сражений, теперь предпочитает позицию "над схваткой". Его беспокоит, что вместо того, чтобы заниматься внутренними проблемами страны, которых, по его мнению, накопилось великое множество, и живыми людьми, руководство больше печется о внешнеполитических отношениях с зарубежными странами.
По словам Раисы Афанасьевны, супруг ее унывать не привык, все время при деле. 9 Мая обязательно пойдет на парад, затем на прием к губернатору. Кроме своих общественных обязанностей, с удовольствием работает на даче. А еще они вместе с женой по утрам делают зарядку. "Надо держать себя в форме! – говорит ветеран. – Я сидеть дома не могу и другим не советую. Тут все от настроя зависит".
На вопрос, что дает ему силы и что вдохновляет, отвечает с улыбкой: "Дети, внуки и любовь роднульки!" "Он молодец, большой молодец!" – смеется супруга, похлопывая ветерана по плечу.
А я снова смотрю на их такое нежное друг к другу отношение и думаю о том, какое замечательное поколение людей еще есть в нашей стране. Это люди верные, мужественные, преданные, цельные. Люди, прошедшие войну. И как же хорошо, что у нас еще есть возможность к этой цельности прикоснуться. Пока еще есть…
***
Прощаясь, мы желаем Аркадию Александровичу и Раисе Афанасьевне всего того, что принято желать ветеранам – не болеть, никогда не унывать, жить долго и счастливо.
Они пообещали…
"Боевые сто грамм" вместе с ветераном дегустировала Елена БАЛАЯН. Фото Юрия НАБАТОВА
Источник ИА "Взгляд-инфо" 8 мая 2013 г.
-
6:48 24 августаСаратовские ветераны журналистики собирают книги для детей Донбасса
-
6:46 24 августаСоюз журналистов России приглашает Вас принять участие в Телекинофоруме «Новая реальность»
-
10:53 12 августаВ октябре состоится внеочередная конференция Саратовского регионального отделения Союза журналистов России
-
17:39 29 июляЛариса Александровна, друг и коллега