Поздравляем Дмитрия Алексеевича Лунькова с юбилеем!

11:32 13 апреля 2016
3
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Историческая память в телефильмах мастера


Восьмидесятилетний юбилей отмечает Дмитрий Алексеевич Луньков – журналист и большой мастер документальных телефильмов. Он широко известен в нашей стране как режиссер и сценарист, создатель синхронных, «разговорных» телефильмов, посвящённых в основном жизни и людям села, теме земли, как нравственной опоры человека. Собранные вместе, и дополненные авторскими размышлениями, его фильмы сложились в своеобразную летопись сельской жизни от первых лет революции до нашего времени, которое зовётся новейшей историей России.
Герои документального, не игрового кино оказались способными выразить наиболее характерные черты и приметы своего времени, передали мысли, переживания, настроения множества людей, втянутых в водоворот событий. Телефильмы «Трудный хлеб», «Страница», «Куриловские калачи»», «Хроника хлебного поля», «Николай Кулешов. Моя председательская жизнь», «Школа Алексея Артюхова», «Чего не хватает Донгузу», «Земля Тургенева» - хочется перечислять эти и другие телефильмы, потому что каждый из них – ценнейшая иллюстрация к той или иной странице нашей отечественной истории. Фильм не просто переносит нас в годы давно минувшие. Они помогают разглядеть нравственный стержень людей, созидательную силу в наших соотечественниках, их способность к преодолению любых трудностей, а если надо, и к самопожертвованию.
- Мне довелось быть рядом с мастером в долгом процессе создания телефильма, - рассказывает журналист Евгений Саблин, который с телеэкрана дополнял рассказы героев. - Несчётное количество раз Дмитрий Алексеевич приезжал в Ивантеевку, работая над фильмом, который получил название «Из жизни молодого директора». Мы вдвоем просиживали допоздна в райкомовской гостинице. Я, редактор районной газеты с многолетним стажем, хорошо знал во всех проявлениях будущего главного героя фильма, Алексея Ульянкина – человека яркого, но неоднозначного и противоречивого. Меня удивляло в Дмитрии Алексеевиче умение слушать. Это является одним из свойств настоящего кинодокументалиста, запоминать, казалось бы, несущественные детали и создавать ситуации, в которых герои фильма могли высвечивать для экрана свои наиболее характерные черты.
Молодой директор совхоза Ульянкин смотрелся убедительно, хотя в его облике проглядывались и настораживающие черты.
- Для меня нет неразрешимых проблем, - не без гордости говорил Ульянкин, - всё, что угодно, могу выбить, достать…
И это говорилось в период тотального дефицита. Герой упивался своим авторитарным могуществом. Ульянкин сумел сделать процветающим большое село. С экрана зрители увидели целые кварталы новых благоустроенных домов, прекрасный стадион. В селе море цветов. На машинном дворе – новая техника, на фермах – современные технологии. Рабочие не скрывали, что довольны зарплатой и переменами в селе.
Телефильм имел большой успех. По центральным каналам его транслировали в дни работы партийного съезда и сессии Верховного Совета СССР. Восхищённые отзывы на фильм поступили из ГДР, куда с показом его ездил режиссёр. Дмитрий Алексеевич вспоминает, что в студию приезжали из других областей и районов с большими рюкзаками, чтобы увезти для показа хотя бы на несколько дней этот нашумевший фильм. За свои талантливые киноленты Луньков стал Заслуженным деятелем искусств, лауреатом Государственной премии России. Зрительские симпатии помогли мастеру документального кино стать депутатом Верховного Совета СССР.
Мудрость и прозорливость создателя названного фильма в полной мере раскрылась, когда зрители просмотрели киноленту спустя несколько десятилетий. История высветила нам с экрана последнего героя уходящей советской эпохи – командира производства, которых в народе звали пробивными людьми и доставалами. Ульянкин не был хапугой для себя. Он патриот своей малой родины. Но, преуспевая как добытчики, такие ульянкины основательно расшатывали плановую систему страны.
Был и другой резонансный фильм: «Быть и слыть». Он тоже снимался в Ивантеевке, и Евгению Саблину снова пришлось помогать режиссёру раскрывать личностные качества героев и потому стать одним из персонажей фильма. В сердцевине сюжета – драма простого сельского работяги, который боролся с советской уравниловкой. Противостояние Татарникова и его антипода это не что иное как иллюстрация исторической схватки советской уравнительной системы в оплате труда с производственными отношениями на принципах хозрасчёта, которая развернулась в масштабах всех страны.
В 70-х годах это было новое явление, которое предстояло осмыслить.
Из разговора с мастером: «Документальному фильму в настоящее время живётся нелегко. Его постоянно теснит Интернет».
Нет, фильмам Лунькова он не грозит. Потому что главное в работе мастера человек и его судьба. Суть теледокументалистики Дмитрий Алексеевич определил так: «Человек напротив меня». Горжусь, что такое определение прижилось и принято в нашем кино. В кинематографических статьях и книгах я нередко его встречаю. Счастливая мысль не пропала даром».
Приоритет крупного плана тесно связан с формулой, о которой говорил режиссёр.
В телефильмах Дмитрия Алексеевича Лунькова отражены вехи истории. В них образ времени, его движущие силы, опорные точки. Эти фильмы полезно посмотреть сегодня, чтобы понять, чего нам не хватает сейчас и что брать с собой в день грядущий.

Коллеги и друзья сердечно поздравляют Дмитрия Алексеевича Лунькова с юбилеем! Поздравляем всеми признанного профессионала, умеющего слушать и слышать голос человека напротив и отражать в этом голосе целую эпоху! Доброго здоровья, вдохновения и радости творчества!