«Памяти великого художника» (К 100-летию со дня рождения А. П. Кибальникова)

12:00 18 декабря 2012
Новости
3
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
В ноябре в Музейно-выставочном комплексе Московского Академического Художественного лицея Российской Академии Художеств открылась выставка «Памяти великого художника», посвященная столетию со дня рождения выдающегося скульптора, академика Александра Павловича Кибальникова.
Гостей приветствовали вице-президент РАХ, академик, директор МАХЛ РАХ Александр Григорьевич Ястребенецкий, президент творческого союза художников Росссии, заслуженный художник РФ, действительный член РАХ Константин Васильевич Худяков, президент Международной Академии Культуры и Искусства, заслуженный художник РФ, член Совета МИД РФ, член – корреспондент РАХ Петр Тимофеевич Стронский, директор Музея Н. Г. Чернышевского, заслуженный работник культуры РФ Галина Платоновна Муренина, член Общественной палаты Саратовской области, заместитель председателя Саратовского областного регионального отделения Всероссийского Общества Охраны Памятников Истории и Культуры Людмила Ивановна Бахарева, дочь А. П. Кибальникова – Валентина Александровна, куратор выставки, член Творческого Союза Художников России, член Международного художественного фонда Маргарита Юрьевна Сюрина.
Торжественная часть открытия выставки была завершена показом кино-фото-хроники о жизни и творчестве Народного художника СССР Александра Павловича Кибальникова и презентацией юбилейного альбома «Александр Кибальников. Хроника жизни и творчества», изданного ограниченным коллекционным тиражом. Маргарита Сюрина, представившая издание отметила, что в «основу альбома положены воспоминания дочери скульптора, В. А. Кибальниковой, редкие кадры фотохроники из личных архивов и фондов музеев».
Экспозиция выставки была составлена и продумана в полном соответствии структуре выставочных залов Московского художественного лицея: в центральном двухъярусном зале представлены скульптурные произведения самого А. П. Кибальникова (скульптурные портреты Н. Г. Чернышевского из коллекций «Музея – усадьбы Н. Г. Чернышевского» и Валентины Александровны Кибальниковой, эскиз мемориальной плиты, посвященной А. П. Кибальникову, работы П. Т.Стронского, из личной коллекции) и несколько работ его современников и их учеников, знавших лично выдающегося мастера.
На стенах двухъярусного зала лицея экспонируются монументальные произведения Александра Павловича Кибальникова: от несохранившихся работ раннего, саратовского периода до известных памятников в Москве, Саратове, Рязани и Волгограде.
Центральная стена второго яруса стала посвящением погибшим в Великой Отечественной войне, представляя широкую панораму мемориала «Защитникам Брестской крепости», созданного в 1969-1970 годах на белорусской земле. Именно здесь, на втором ярусе, символизирующем в выставочном пространстве зала «Небеса», рядом с уникальной скульптурой «Непокоренный» Александра Кибальникова из коллекции дочери скульптора, был представлен малоизвестный портрет летчицы М. М. Расковой, Героя Советского Союза, из коллекции Саратовского областного музея краеведения. Рядом с произведениями Александра Кибальникова на «Небесах» выставлена работа Народного художника России, академика Льва Николаевича Матюшина – замечательный скульптурный эскиз памятника А. Т. Твардовскому.
Именно Л. Н. Матюшин сохранил в запасниках своей творческой мастерской и предоставил на выставку в МВК МАХЛ РАХ скульптурный портрет А. П. Кибальникова работы М. И. Ласточкина, выполненный с натуры. Этот портрет по праву занял свое место в «красном» углу первого яруса центрального зала. В одной из витрин центрального зала выставлен скульптурный эскиз памятника работы М. Ф. Бабурина – современника и друга Александра Павловича. Работу эту бережно сохранил и передал на выставку «Памяти великого художника» ученик Бабурина – Заслуженный художник России, академик, один из ведущих современных скульпторов – Дмитрий Тугаринов, чьи работы также украсили выставочные залы МАХЛ РАХ.
Экспозиция шести галерейных залов, каскадом переходящих из одного в другой, представила творческое «приношение» современных художников России памяти великого мастера. Слева направо, следуя хронике биографических этапов творческой судьбы А. П. Кибальникова, разворачивается панорама современного изобразительного искусства.
Два левых зала изначально были подготовлены для волгоградских художников, земляков выдающегося скульптора, активно включившихся одними из первых в выставочный проект. Серия акварелей В.Д. Круцкевича, Заслуженного деятеля культуры России, посвященная малой родине Александра Павловича; искренняя и тонкая графика Юрия Щетинина, живопись Павла Злобина, автора портрета А. П. Кибальникова, органично вписались в интерьеры выставочных залов и находились в полном созвучии с фотопанно реки Медведица, на берегу которой сто лет назад родился Александр Кибальников.
В четырех правых галерейных залах выставлены работы В. О. Фомичева (из коллекции музея – усадьбы Н. Г. Чернышевского и В. А. Кибальниковой) и московских художников. Замечательную коллекцию из 12 живописных работ Ефрема Ивановича Зверькова, академика, Народного художника России, предоставила на выставку Любовь Васильевна Ширшова. В следующем зале живопись Татьяны Гореловой логически продолжила смысловую и колористическую линию проникновенных работ Ефрема Ивановича: необъятные просторы России, чистые и прозрачно-печальные у Зверькова, стали плотнее и насыщеннее, будто перед грозой. Ведущие скульпторы Москвы представили свои работы на выставке: Заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ А. Смоленков, член-корреспондент РАХ В. Колесников, А. Попандопуло. Вячеслав Семенович Пилипер, автор надгробного памятника А. П. Кибальникову на Новодевичьем кладбище, показал на выставке коллекцию скульптур своего отца С.М. Пилипера, друга и помощника Александра Кибальникова. В. С. Пилипер представил на выставку несколько своих работ, в том числе новый портрет А. П. Кибальникова, выполненный из красного дерева специально для этой выставки.
Третий зал московских художников, прозванный «красным», тонкими намеками и прямо «в лоб» как раз и предрекает эту грозу: живописные работы двух Заслуженных художников России – Геннадия Животова и Петра Стронского невольно заставляют зрителя остановиться и задуматься. Неслучайно и появление в этом зале скульптурного портрета Владимира Маяковского работы А. П. Кибальникова – гроза, Маяковский и революция всегда неразрывно связаны.
Сквозь арку «красного» зала открывается заключительный, «синий» выставочный зал. Представленные здесь полифонические батики Алены Косульниковой (с панорамой русских деревень) и девятичастный полиптих «На краю земли» Маргариты Сюриной (с панорамой горного Крыма) в соседстве с замечательным фотопортретом Александра Кибальникова, фокусирующего привычным жестом художника свой взгляд на новом и неизведанном объекте, – последняя стена зала оставлена пустой – превращают «эпилог» в «пролог», и последний зал данного выставочного пространства становится началом нового, будущего проекта…
Новой хорошей выставки.
Новой хорошей книги.
Нового хорошего музея.

Маргарита Сюрина, куратор выставки «Памяти великого художника»,
Художник-живописец, член-корреспондент МАКИ, член ТСХР.
Главный хранитель фондов,
Кандидат исторических наук
Манова Елена Николаевна



«Памяти великого художника» (К 100-летию со дня рождения А. П. Кибальникова)

«Памяти великого художника» (К 100-летию со дня рождения А. П. Кибальникова)

«Памяти великого художника» (К 100-летию со дня рождения А. П. Кибальникова)