Непрямая речь

12:00 22 октября 2012
Публикации
645
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Он сам задал себе вопросы, сам на них ответил, установил сроки, а журналиста газеты использовал как курьера.
Мы могли бы стерпеть и забыть, часто приходится поступать именно так.
Случай настолько нас задел, что газета решила ответить на это крайнее проявление дуболомства всеми доступными журналистам средствами.
А их, как выяснилось, немало

Подготовка интервью для газеты — процесс длительный. С некоторыми респондентами наша газета «Саратовский Взгляд» ведет переговоры по нескольку месяцев. В этом процессе, как в дипломатии, «да» означает «может быть», а «может быть» — точно «нет». Персона может сомневаться, не доверять, запрашивать список вопросов, менять дату, время… Результат, как правило, искупает все временные и нервные затраты. А поскольку в газете «Взгляд» регулярно выходят интервью с интересными людьми, можно с уверенностью сказать, что это направление редакционной деятельности работает исправно. Конечно, кто-то так и остается недосягаемым, поскольку многим глухая закрытость все еще кажется лучшим способом работы с прессой. Это явление известно и осуждено достаточно. Мы же хотим представить другой, более извращенный вариант «связей со СМИ», примером которого может служить руководитель УФМС по Саратовской области Виктор Мальков. Руководитель этой службы решил, что информация для прессы — это что-то среднее между отчетом и сочинением на свободную тему.

НАД ИНТЕРВЬЮ с руководителем УФМС издание работало около месяца, желая подготовить его, во-первых, в связи с назначением нового руководителя миграционной службы, во-вторых, к юбилею ФМС России. Наше предложение было передано пресс-службе саратовского подразделения.
К слову, ведомство обзавелось такой структурой с приходом нового начальника, а раньше справлялось без штата посредников. Прежний начальник отвечал на все вопросы сам, его прямой телефон был у многих журналистов Саратова.
Пресс-служба нового главы ведомства попросила нас выслать вопросы. Почему бы нет? Это обычная практика. Но, как выяснилось позже, делали мы это зря. Пресс-служба отнеслась к формированию перечня тем, интересующих газету, творчески. Проще говоря, заменила бо’льшую часть редакционных вопросов своими.
Вскоре господин Мальков сообщил нашему изданию (все общение издания с руководителем УФМС происходило строго через пресс-службу, точнее, руководителя отдела анализа, планирования, контроля и информационного обеспечения Алексея Зелепукина), что готов дать интервью, но позже, потому что ведомство готовится к празднованиям юбилея.
СПУСТЯ ДВЕ НЕДЕЛИ после праздничной даты мы так и не получили ответа. Потом нам сообщили, что интервью все же состоится, но не с самим Мальковым, а с одним из его замов, который, впрочем, тоже крайне занят, поэтому даст окончательный ответ позже — возможно, через неделю. Спустя семь дней мы действительно получили ответ. «Главный по прессе» господин Зелепукин объяснил нам, что интервью будет, точнее, уже есть! В письменном виде. Безусловно, в журналистике такая форма интервью имеет место быть, но является неким компромиссом, когда персона находится далеко от журналиста, стеснена какими-то обстоятельствами и прочее, и прочее. В нашем случае это не имело никаких логических объяснений — от редакции до офиса ведомства пятнадцать минут на машине. Все это мы и попытались объяснить Зелепукину и он, подумав, согласился.
И ВОТ НАСТУПИЛ «ДЕНЬ ИКС» — корреспондента, наконец, пригласили прийти в офис службы, чтобы если не сам руководитель, то «хотя бы кто-то из замов» все же ответил на присланные редакцией вопросы. Встреча была назначена на 10 утра. На следующий день в 9.45 в Управлении саратовской УФМС журналиста издания никто не встретил. Ждать интервью пришлось даже не в приемной, а на проходной. Служащие объяснили, что САМ находится в отпуске, а начальник пресс-службы очень занят. Спустя полчаса Зелепукин все же спустился. С плохими вестями — все замы Виктора Малькова, к сожалению, тоже были очень сильно заняты. Все, что он мог для нас сделать, — это отдать письменные ответы своего руководителя (шесть листов убористого текста). Разговорившись, Зелепукин рассказал журналисту, что вообще-то вся беда в том, что «Взгляд» не входит в перечень «пул аккредитованных СМИ».
В числе приближенных, по его словам, значатся только «Комсомольская правда в Саратове» и «Областная газета»
Кроме того, высказал большое опасение, что наше издание, славящееся своей резкой позицией, не дай Бог столкнет его шефа «с кем-нибудь лбами».
ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ мы сдавали номер в печать — номер, в плане которого было запланировано интервью с начальником миграционной службы. «Взгляд», не рискуя «столкнуть» господина Малькова с кем-нибудь лбами, а также учитывая занятость его самого, всех его замов и руководителя пресс-службы, принял решение нарушить редакционное правило и опубликовать то творение, что было передано нам на бумаге. Правда, все шесть страниц текста на газетной полосе не поместились, да и мы бы чувствовали себя виноватыми, если бы загрузили нашего читателя информацией, поданной в таком неудобоваримом формате и с чиновничьей стилистикой. Текст интервью, а точнее, отчет начальника был дан в сокращении под рубрикой «Непрямая речь». Полную версию мы разместили на сайте.
В тексте, предваряющем статью, мы часто пишем о том, что узнает читатель из беседы с известной персоной, здесь же честно сообщили, что из нижеприведенного «интервью» можно получить достоверную информацию только о том, как пресс-служба саратовской УФМС умеет работать с Интернетом, перепечатывать информационные буклеты и обрабатывать статистические данные. Вот таким был заголовок этого «интервью» (мы нашли фразу, которая, на наш взгляд, отражала то безумие, что содержал официальный текст): Виктор Мальков: «В настоящее время мы оказываем государственные услуги».
Каждый опубликованный вопрос-ответ был снабжен пояснением «здесь и далее — вопрос руководителя УФМС по Саратовской области самому себе»; «здесь и далее — ответ руководителя УФМС по Саратовской области самому себе».
Для наглядности приведем короткий отрывок из текста «интервью», переданного редакции. В нем руководитель рассуждает об открытости своего ведомства для прессы:
«Отмечу, что УФМС России по Саратовской области ведет активную разъяснительную работу с населением по популяризации оказания государственных услуг в электронном виде. Так, уже два года в крупнейших учебных заведениях г. Саратова СГУ, СГТУ, СГМУ, СГАУ, СГЮА и др. сотрудниками Управления регулярно проводятся лекционные занятия на тему «Оказание УФМС России по Саратовской области государственных услуг в электронном виде». За 2011—2012 гг. в печатных средствах информации Саратовской области было размещено более 72 публикаций о преимуществах и порядке получения государственных услуг в электронном виде, в том числе в вашей газете в ноябре 2011 г. была опубликована большая статья на эту тему. 29 сентября 2011 г. снят сюжет на тему «Предоставление государственных услуг УФМС России по Саратовской области в электронном виде», который размещен в новостной информации на телеканалах «ТНТ», «ГТРК». Эти и другие проведенные мероприятия привели к значительному увеличению количества и качества поступающих в электронном виде заявлений граждан».
Отдельно, как врезка к статье, на газетной полосе были представлены настоящие вопросы редакции, которые начальник УФМС проигнорировал. Стоит ли говорить, что они являли драматическую разницу с вопросами, заданными господином Мальковым самому себе.
ЗАВЕРШИЛИ эту, в общем-то, экспериментальную статью мы так: «Взгляд» направляет эту публикацию руководителю господина Малькова. Полагаем, что директору Федеральной миграционной службы России Константину Ромодановскому будет интересно, о чем захотел спросить сам себя начальник Саратовской УФМС и как он работает с прессой. Было решено вынести эту тему на первую полосу. Отдельное удовольствие доставило редакционному коллективу придумывать коллаж, иллюстрирующий главную тему. Сотрудники УФМС прислали нам такое же «официальное» фото своего руководителя — ведь они были уверены, что подготовили интервью «как надо» и оно обязательно выйдет в ближайшем номере «Взгляда». Мы решили дать фото «героя дня» в негативе. Заголовок первой полосы объяснял читателю наш ход: «Прозрачность начальника УФМС, или Почему Виктор Мальков взял интервью сам у себя».
На следующий день после выхода газеты Ромодановскому было отправлено письмо с изложением событий. Газету мы приложили. Ждем реакции. Надеемся, что страхом прямого разговора с журналистами больна не вся миграционная служба России, только отдельные ее представители.

Елена Налимова
Источник: "Журналистика и медиарынок", № 08, 2012