К 70-летию Великой Победы «Саратовский ледокол» на фарватере Памяти
12:42
16 февраля 2015
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Музеи – одни из главных хранителей памяти о прошлом. Отсюда их информационно-воспитательная роль, вес и значение в подготовке и праздновании 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Не случайно сразу три музея нашего города стали участниками… Однако пусть об этом скажет посвященный в детали собеседник «Репортера», руководитель Саратовского музея речного флота Александр Азовцев:
- В ноябре прошлого года в Воронеже состоялось окончательное подведение итогов открытого всероссийского конкурса проектов в сфере развития туризма. Проектная разработка туристского маршрута «Дорогами войны. Дорогами побед», представленная комитетом общественных отношений правительства Саратовской области, получила Гран-При премии «Маршрут года» в номинации «Лучший военно-исторический маршрут».
Между прочим, конкуренцию нам составляли Санкт-Петербург, Самара, Белгород, Тула, другие крупные регионы России, а всего их было 63. При том что в Саратове насчитывается более 350 военно-исторических объектов, маршрут-победитель «пролег» лишь через 7 из них, признанных «узловыми», главными ввиду их тесной связи с историей войны и, в частности, Сталинградской битвы. Это памятник воинам-автомобилистам, памятник зенитчикам – защитникам саратовского неба, братская могила на Воскресенском кладбище, аллея «Дни воинской славы России», музей боевой славы в Парке Победы на Соколовой горе, музей женских авиационных полков в СОШ № 93 и музей речного флота.
- Примите поздравления, Александр Николаевич. Но оказанная честь, как говорится, обязывает…
- Будучи непосредственными исполнителями интересного проекта, очень надеемся, что этой своеобразной, продуманно выверенной Тропой Памяти пройдут накануне, во время юбилейных торжеств и долго еще будут идти после них – многие саратовцы, гости города и губернии, ветераны, молодежь, учащиеся школ, других учебных заведений. А наша задача – в соответствии с целями проекта, в рамках областного плана, по своим программам встречи и празднования 70-летия Победы сделать так, чтобы было о чем рассказать и что показать людям на готовящихся мероприятиях. Чтобы они уносили в своих сердцах и душах светлые чувства благодарности поколению победителей, гордости за свою страну и малую родину. Для этого работаем сейчас с особым напряжением, готовимся по целому ряду направлений.
- Не познакомите хотя бы с некоторыми из них в вашем музее?
- Музей располагает достаточно неплохой экспозиционной базой, отражающей историю развития отечественного, волжского, саратовского речного флота. Центральное место отведено экспонатам (это наша гордость!), повествующим об огромном вкладе в разгром врага на Волге, в победный исход Сталинградского сражения Волжской военной флотилии, в составе которой было немало саратовских волгарей и кораблей. Так вот, количество посвященных ей экспонатов мы решили удвоить. Что позволяет полнее спроецировать пополняемую сейчас экспозицию именно на ратный подвиг речников, флотоводцев, кораблей, отважных экипажей флотилии. Но, конечно же, ставку делаем не только на количественный фактор. Может быть, еще более важны формы экспонирования имеющегося материала.
- Формы экспонирования. Например?
- Сегодня в самом разгаре кропотливая работа по созданию своей, музейной «минифлотилии» судов, непосредственно воевавших, а также гражданских, помогавших воевать. Строятся, естественно, их модели. Некоторые уже «спущены со стапелей», другие доделываются. Так, посетители музея, идущие с экскурсиями по Тропе Памяти, смогут увидеть, что представляли собой и каким боевым потенциалом обладали бронекатера знаменитых проектов 11-24 и 11-25. Допустим, второй отличался от первого тем, что помимо прочего вооружения имел на корме ракетные установки «Катюша».
- Ничего себе!
- Да, хотя водоизмещение бронекатера не превышало 50 тонн – в 5 раз меньше, чем, скажем, у канонерской лодки «Волгарь-доброволец». Этот корабль, ходивший под флагом ВМФ, нес на носу и корме 100-миллиметровые пушки, по бортам – крупнокалиберные пулеметы и доставлял ну очень много неприятностей противнику, рвавшемуся в Сталинград!
Вторая канонерская лодка «минифлотилии» именуется «Ваня-коммунист». Пусть никого не смущает кажущаяся одиозность такого названия. Потому хотя бы, что это как раз тот случай, когда история судна интереснейшим образом, познавательно переплетается с историей речного флота страны и Саратова. Оно было построено в 1905 году как буксировщик по заказу торгового дома купца-мукомола Бореля на саратовском заводе Бари (впоследствии – «Нефтемаш»). Пароход назвали «Ваня». В годы гражданской войны его капитально переделали в канонерскую лодку, вооружили пулеметами «Максим», тремя морскими дальнобойными орудиями. После того, как этот грозный корабль отличился в операции по разгрому белочехов на Каме, к названию прибавили слово «коммунист». А как он воевал в период Сталинградской битвы, заслуживает отдельного рассказа.
Не военные суда в данной выставочной экспозиции достойно представит деревянная грузовая баржа, модель которой сейчас в работе.
- Баржа!?
- Напрасно удивляетесь. На какую, вы думаете, часть речфлота легла основная нагрузка по доставке для действующих воинских частей всего необходимого – продовольствия, боеприпасов, техники, горючего, медикаментов, наконец, личного состава подкреплений? Да без грузового флота Саратов просто не смог бы стать одной из главных тыловых снабженческих бастионов сражающегося Сталинграда. Вот высказывание маршала Чуйкова:
«…Неоценимую услугу армии оказывали моряки Волжской флотилии пол командованием контр-адмирала Д. Д. Рогачева. Каждый рейс через Волгу был связан с большим риском для жизни экипажей, но не было случая, чтобы из-за трусости какой-нибудь катер или пароход задержался с грузами на том берегу. О роли моряков этой флотилии скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия и не выполнила бы своей задачи».
- Впечатляющая оценка. Благодарность маршала заслуживает того, чтобы ее разделили наши современники.
- С большим, а зачастую со смертельным риском несли «негражданскую» службу и сугубо гражданские, казалось бы, суда – пассажирские пароходы «Спартак» и «Гончаров». На борту первого располагался штаб ВМФ, руководивший защитой волжской твердыни. Второй двухпалубник, модель которого в стадии завершения (миниатюрный двойник «Спартака» уже экспонируется), несмотря на артиллерийские обстрелы, налеты вражеской авиации, бомбы и мины, перевозил под Сталинград бойцов Красной армии, из под Сталинграда переправлял раненых в города Волжско-Камского бассейна.
- Получается, музей «выводит» на маршрут «Дорогами войны. Дорогами побед» если не флотилию, то целую эскадру подобных двойников. А у эскадры должен быть флагман.
- Прежде всего, хочу сказать добро слово о главных творцах уникальных экспонатов этой выставки, трудолюбивых, искусных судомоделистах – В. Н. Вяткине, Б. А. Пименове, В. Б. Пименове, П. М. Богомазове и других мастерах с золотыми руками. А флагман, разумеется, есть. И это, конечно же, модель легендарного «Саратовского ледокола». Того самого первого в мире речного ледокола, построенного в конце позапрошлого века специально для обеспечения понтонной железнодорожной переправы у Саратова. Велики заслуги перед Поволжьем, перед страной этого мощного корабля – проводника караванов во льдах, участника двух войн, защитника Сталинграда, строителя ГЭС и мостов через Волгу. Но как только кому-то показалось, что теперь ледокол «без надобности», его поставили на прикол, а вскоре, зимой 1968 года, затопили и попытались о нем забыть.
Только не вышло. В последнее время все чаще раздаются призывы общественности поднять «Саратовский ледокол» и возродить к жизни символ трудовой и ратной славы волгарей, признанный историческим памятником федерального значения. Немаловажную роль сыграла здесь ваша газета, не раз публиковавшая материалы на эту тему. Примеру «Репортера» последовали многие саратовские СМИ, требовательно откликнулся Интернет. Я очень благодарен региональному Союзу журналистов за то, что мне была предоставлена возможность высказать свое мнение на недавнем «круглом столе», посвященном участию СМИ в подготовке к 70-летию Победы. Журналисты поддержали идею подъема ледокола. Будем надеяться, справедливость восторжествует.
- А пока?..
- Пока модель «Саратовского ледокола» занимает почетное место на музейной выставке, олицетворяя живую память о заслуженном судне. И это еще не все. Можно считать отдельным направлением сегодняшней работы музея подготовку развернутой фотовыставки, посвященной этому пароходу. На снимках будут запечатлены основные этапы жизненного пути ледокола: его строительство на корабельной верфи, путь «домой» - в Саратов, работа на круглогодичной железнодорожной переправе, единоборство с ледяными заторами, пребывание в Сталинграде, участие в сооружении автомобильного перехода Саратов – Энгельс и т. д.
Кроме того, разработана программа проведения тематической экскурсии по этой выставке. Вести ее будет один из активистов музея, юный и очень увлеченный краевед, исследователь истории «Саратовского ледокола» Егор Кругляк.
- Очевидно, тематические экскурсии станут одной из основных форм общения с посетителями музея?
- Совершенно верно, но приемом лишь в его стенах все не ограничится. Вот еще один только пример. Совместно с турагентством «Волга – Наследие – Тур», благодаря любезности, пониманию ее генеральным директором С. А. Тимошок воспитательно-нравственной значимости предстоящего юбилея Великой Победы, планируем проведение выездной экскурсии под названием: «Волга трудовая – Волга прифронтовая». Её участники отправятся в плавание на теплоходе с тем, чтобы познакомиться с расположенными по берегам реки промышленными предприятиями, их коллективами, выпускавшими в годы войны продукцию для фронта, для Сталинграда, для Победы.
- Александр Николаевич, когда сможете закончить всю подготовительную работу?
- Думаю, к 1 апреля, не позже. После чего, уважаемые саратовцы, милости просим Тропою Памяти в музей речников.
Беседовал Вадим Перекатов
Газета «Репортер»
- В ноябре прошлого года в Воронеже состоялось окончательное подведение итогов открытого всероссийского конкурса проектов в сфере развития туризма. Проектная разработка туристского маршрута «Дорогами войны. Дорогами побед», представленная комитетом общественных отношений правительства Саратовской области, получила Гран-При премии «Маршрут года» в номинации «Лучший военно-исторический маршрут».
Между прочим, конкуренцию нам составляли Санкт-Петербург, Самара, Белгород, Тула, другие крупные регионы России, а всего их было 63. При том что в Саратове насчитывается более 350 военно-исторических объектов, маршрут-победитель «пролег» лишь через 7 из них, признанных «узловыми», главными ввиду их тесной связи с историей войны и, в частности, Сталинградской битвы. Это памятник воинам-автомобилистам, памятник зенитчикам – защитникам саратовского неба, братская могила на Воскресенском кладбище, аллея «Дни воинской славы России», музей боевой славы в Парке Победы на Соколовой горе, музей женских авиационных полков в СОШ № 93 и музей речного флота.
- Примите поздравления, Александр Николаевич. Но оказанная честь, как говорится, обязывает…
- Будучи непосредственными исполнителями интересного проекта, очень надеемся, что этой своеобразной, продуманно выверенной Тропой Памяти пройдут накануне, во время юбилейных торжеств и долго еще будут идти после них – многие саратовцы, гости города и губернии, ветераны, молодежь, учащиеся школ, других учебных заведений. А наша задача – в соответствии с целями проекта, в рамках областного плана, по своим программам встречи и празднования 70-летия Победы сделать так, чтобы было о чем рассказать и что показать людям на готовящихся мероприятиях. Чтобы они уносили в своих сердцах и душах светлые чувства благодарности поколению победителей, гордости за свою страну и малую родину. Для этого работаем сейчас с особым напряжением, готовимся по целому ряду направлений.
- Не познакомите хотя бы с некоторыми из них в вашем музее?
- Музей располагает достаточно неплохой экспозиционной базой, отражающей историю развития отечественного, волжского, саратовского речного флота. Центральное место отведено экспонатам (это наша гордость!), повествующим об огромном вкладе в разгром врага на Волге, в победный исход Сталинградского сражения Волжской военной флотилии, в составе которой было немало саратовских волгарей и кораблей. Так вот, количество посвященных ей экспонатов мы решили удвоить. Что позволяет полнее спроецировать пополняемую сейчас экспозицию именно на ратный подвиг речников, флотоводцев, кораблей, отважных экипажей флотилии. Но, конечно же, ставку делаем не только на количественный фактор. Может быть, еще более важны формы экспонирования имеющегося материала.
- Формы экспонирования. Например?
- Сегодня в самом разгаре кропотливая работа по созданию своей, музейной «минифлотилии» судов, непосредственно воевавших, а также гражданских, помогавших воевать. Строятся, естественно, их модели. Некоторые уже «спущены со стапелей», другие доделываются. Так, посетители музея, идущие с экскурсиями по Тропе Памяти, смогут увидеть, что представляли собой и каким боевым потенциалом обладали бронекатера знаменитых проектов 11-24 и 11-25. Допустим, второй отличался от первого тем, что помимо прочего вооружения имел на корме ракетные установки «Катюша».
- Ничего себе!
- Да, хотя водоизмещение бронекатера не превышало 50 тонн – в 5 раз меньше, чем, скажем, у канонерской лодки «Волгарь-доброволец». Этот корабль, ходивший под флагом ВМФ, нес на носу и корме 100-миллиметровые пушки, по бортам – крупнокалиберные пулеметы и доставлял ну очень много неприятностей противнику, рвавшемуся в Сталинград!
Вторая канонерская лодка «минифлотилии» именуется «Ваня-коммунист». Пусть никого не смущает кажущаяся одиозность такого названия. Потому хотя бы, что это как раз тот случай, когда история судна интереснейшим образом, познавательно переплетается с историей речного флота страны и Саратова. Оно было построено в 1905 году как буксировщик по заказу торгового дома купца-мукомола Бореля на саратовском заводе Бари (впоследствии – «Нефтемаш»). Пароход назвали «Ваня». В годы гражданской войны его капитально переделали в канонерскую лодку, вооружили пулеметами «Максим», тремя морскими дальнобойными орудиями. После того, как этот грозный корабль отличился в операции по разгрому белочехов на Каме, к названию прибавили слово «коммунист». А как он воевал в период Сталинградской битвы, заслуживает отдельного рассказа.
Не военные суда в данной выставочной экспозиции достойно представит деревянная грузовая баржа, модель которой сейчас в работе.
- Баржа!?
- Напрасно удивляетесь. На какую, вы думаете, часть речфлота легла основная нагрузка по доставке для действующих воинских частей всего необходимого – продовольствия, боеприпасов, техники, горючего, медикаментов, наконец, личного состава подкреплений? Да без грузового флота Саратов просто не смог бы стать одной из главных тыловых снабженческих бастионов сражающегося Сталинграда. Вот высказывание маршала Чуйкова:
«…Неоценимую услугу армии оказывали моряки Волжской флотилии пол командованием контр-адмирала Д. Д. Рогачева. Каждый рейс через Волгу был связан с большим риском для жизни экипажей, но не было случая, чтобы из-за трусости какой-нибудь катер или пароход задержался с грузами на том берегу. О роли моряков этой флотилии скажу кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия и не выполнила бы своей задачи».
- Впечатляющая оценка. Благодарность маршала заслуживает того, чтобы ее разделили наши современники.
- С большим, а зачастую со смертельным риском несли «негражданскую» службу и сугубо гражданские, казалось бы, суда – пассажирские пароходы «Спартак» и «Гончаров». На борту первого располагался штаб ВМФ, руководивший защитой волжской твердыни. Второй двухпалубник, модель которого в стадии завершения (миниатюрный двойник «Спартака» уже экспонируется), несмотря на артиллерийские обстрелы, налеты вражеской авиации, бомбы и мины, перевозил под Сталинград бойцов Красной армии, из под Сталинграда переправлял раненых в города Волжско-Камского бассейна.
- Получается, музей «выводит» на маршрут «Дорогами войны. Дорогами побед» если не флотилию, то целую эскадру подобных двойников. А у эскадры должен быть флагман.
- Прежде всего, хочу сказать добро слово о главных творцах уникальных экспонатов этой выставки, трудолюбивых, искусных судомоделистах – В. Н. Вяткине, Б. А. Пименове, В. Б. Пименове, П. М. Богомазове и других мастерах с золотыми руками. А флагман, разумеется, есть. И это, конечно же, модель легендарного «Саратовского ледокола». Того самого первого в мире речного ледокола, построенного в конце позапрошлого века специально для обеспечения понтонной железнодорожной переправы у Саратова. Велики заслуги перед Поволжьем, перед страной этого мощного корабля – проводника караванов во льдах, участника двух войн, защитника Сталинграда, строителя ГЭС и мостов через Волгу. Но как только кому-то показалось, что теперь ледокол «без надобности», его поставили на прикол, а вскоре, зимой 1968 года, затопили и попытались о нем забыть.
Только не вышло. В последнее время все чаще раздаются призывы общественности поднять «Саратовский ледокол» и возродить к жизни символ трудовой и ратной славы волгарей, признанный историческим памятником федерального значения. Немаловажную роль сыграла здесь ваша газета, не раз публиковавшая материалы на эту тему. Примеру «Репортера» последовали многие саратовские СМИ, требовательно откликнулся Интернет. Я очень благодарен региональному Союзу журналистов за то, что мне была предоставлена возможность высказать свое мнение на недавнем «круглом столе», посвященном участию СМИ в подготовке к 70-летию Победы. Журналисты поддержали идею подъема ледокола. Будем надеяться, справедливость восторжествует.
- А пока?..
- Пока модель «Саратовского ледокола» занимает почетное место на музейной выставке, олицетворяя живую память о заслуженном судне. И это еще не все. Можно считать отдельным направлением сегодняшней работы музея подготовку развернутой фотовыставки, посвященной этому пароходу. На снимках будут запечатлены основные этапы жизненного пути ледокола: его строительство на корабельной верфи, путь «домой» - в Саратов, работа на круглогодичной железнодорожной переправе, единоборство с ледяными заторами, пребывание в Сталинграде, участие в сооружении автомобильного перехода Саратов – Энгельс и т. д.
Кроме того, разработана программа проведения тематической экскурсии по этой выставке. Вести ее будет один из активистов музея, юный и очень увлеченный краевед, исследователь истории «Саратовского ледокола» Егор Кругляк.
- Очевидно, тематические экскурсии станут одной из основных форм общения с посетителями музея?
- Совершенно верно, но приемом лишь в его стенах все не ограничится. Вот еще один только пример. Совместно с турагентством «Волга – Наследие – Тур», благодаря любезности, пониманию ее генеральным директором С. А. Тимошок воспитательно-нравственной значимости предстоящего юбилея Великой Победы, планируем проведение выездной экскурсии под названием: «Волга трудовая – Волга прифронтовая». Её участники отправятся в плавание на теплоходе с тем, чтобы познакомиться с расположенными по берегам реки промышленными предприятиями, их коллективами, выпускавшими в годы войны продукцию для фронта, для Сталинграда, для Победы.
- Александр Николаевич, когда сможете закончить всю подготовительную работу?
- Думаю, к 1 апреля, не позже. После чего, уважаемые саратовцы, милости просим Тропою Памяти в музей речников.
Беседовал Вадим Перекатов
Газета «Репортер»