Школа дизайна из профессиональных журналов
11:18
5 декабря 2013
Обратите внимание
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Сегодня, 5 декабря 2013 года, Саратовское региональное отделение СЖР проводит заседание "круглого" стола по теме: "Дизайн и новое содержание муниципальных СМИ". Оно состоится в 15:00 на 3-ем этаже Минсельхоза (ул.Университетская, 45/51).
В заседании примут участие коллеги из муниципальных, областных и интернет-изданий, которые поделятся опытом верстки, оформления газет, могут дать практические советы с учетом современных тенденций визуальной журналистики.
В помощь коллегам в качестве материала для обучения размещаем на сайте несколько материалов Владимира Скоробогатько из журнала "Журналист" в разделе "Школа дизайна".
В любом деле всегда существует опасность стать заложником мифов или ложных суждений о том, как все устроено. Журналистика – не исключение. К сожалению, подобные предубеждения могут стать серьезным тормозом к развитию вашего СМИ. Мы решили составить список из 10 самых опасных и в то же время наиболее распространенных мифов среди российских изданий.
1. Мы и так все знаем
Самый опасный миф, позволяющий отмахнуться от любого совета или инциативы как извне, так и от самих сотрудников издания. К сожалению, знака равенства между словами «знать» и «делать» не появится никогда. Медиаменеджеры и редакторы уверены, что знают, как работают механизмы интернета в СМИ, но в текстах их статей нет ни одной гиперссылки. Они убеждены, что знают все правила написания самых «цепляющих» заголовков, но на сайт их газеты заголовки идут из печатного издания без каких-либо изменений. Список можно продолжать долго.
Возможно, кому-то просто не хватает управленческих навыков для внедрения того или иного правила или регламента в редакции, а кому-то недостает драйва, чтобы протестировать ту или иную идею на практике. Но они ведь все знают, так что, можно успокоиться и ничего не делать.
2. Пока работает то, что работало раньше, можно не волноваться Этот миф часто проистекает из первого и предполагает расслабиться, ничего не делать и почивать на лаврах
В этом случае все процессы, которые есть в редакции, идут по инерции. Вяло протекает и самый важный процесс – творческий. При дефиците свежих и оригинальных идей журналистика скатывается в банальное ремесло, которое не интересно ни читателям, ни самим производителям контента.
Однако суть эволюции – постоянные изменения. Для газетной индустрии, все еще переживающей эпоху кризиса, это важно вдвойне.
Даже такие титаны, как The New York Times, не могут с полной уверенностью сказать, что знают все о современном медиапотреблении или будущем развитии СМИ. Они экспериментируют, постоянно пытаются придумать что-то новое, отметая неудачный опыт и масштабируя успешный.
Многие издания начали создавать специальные лаборатории инноваций, в которых они обкатывают самые безумные и необычные для традиционных СМИ решения. К сотрудничеству все чаще приглашаются стартапы и прочие высокотехнологичные компании. А направлены все эти усилия на то, чтобы привлекать новую аудиторию, удерживать существующую и, в конечном итоге, создавать множество ручейков цифровой прибыли, которые смогут компенсировать иссушающуюся реку прибыли печатной.
Соблазн успокоиться при первых признаках успеха и прекратить развитие очень велик. Но посморите на лидеров отрасли – они не стоят на месте и не утверждают, что знают о предмете все. Тем более, в нашей отрасли нет универсальных рецептов успеха для тех или иных изданий.
3. Регулярные процессы нужны только на производстве, а мы – люди творческие
К слову, о ремесле. Да, в журналистике есть большая творческая составляющая, и самые крутые колумнисты зачастую позволяют себе срывать дедлайн, считая, что все равно их колонка принесет газете волну трафика, сотню-другую «лайков» в соцсетях и живое обсуждение в комментариях.
Вот только жизнь издания складывается не только из «звездных» колонок, а промучившись с таким автором раз, другой, третий, главный редактор все-таки сделает выбор в пользу чуть менее звездного, зато куда более ответственного человека.
При сегодняшних объемах контента в Сети, ветрености читательского интереса и конкуренции со стороны огромного количества компаний (не только медийных) в интернете, никакое издание не может себе позволить действовать только по наитию, вдохновению или от случая к случаю.
Репортаж с места катастрофы должен появляться на сайте не позднее часа-двух после самого события. Рецензия на фильм должна быть опубликована в день или накануне премьеры, а не когда божественная муза возжелает пощекотать крылами редактора по культурной тематике. План мероприятий должен быть составлен минимум на месяц вперед, чтобы на планерке не возникало ситуаций из серии: «Ой, сегодня же годовщина Курской битвы/100 дней со дня вступления президента в должность» и т.д.
Наличие четкой и простой схемы построения заметки облегчит жизнь как автору, который сразу же выдаст более заточенный под редакционные нужды продукт, так и редактору, которому придется потратить меньше времени на доведение материала до ума. А регулярные (ежедневные или еженедельные) форматы не только дисциплинируют журналистов, но и создают ожидания у читателей, повышая их лояльность.
4. Журналистов не нужно учить новым технологиям
Корреспондент пишет, фотограф снимает, редактор отдела писем разбирает читательскую корреспонденцию, оператор делает съемку, звуковик обрабатывает звук, модератор работает с комментариями к статьям. Неплохо, если вы можете себе позволить содержать всех этих людей.
Но технологии уже ушли далеко вперед и стали достаточно простыми в использовании, так что, создать «универсального солдата», который будет готовить мультимедийные репортажи, а потом еще самостоятельно продвигать их в Сети и отвечать на пользовательскую реакцию, стало не только просто, но во многих случаях необходимо. Людей же можно мотивировать к образованию и мультиплатформенности не только некой абстрактной необходимостью, но и вполне конкретными денежными премиями.
Более того, с течением времени журналисты с навыками программирования будут востребованы все больше и больше.
5. Фактические ошибки не имеют особого значения
Ошибка журналиста порой может стать не менее, а даже более дорогой, чем, скажем, ошибка врача. Поэтому во многих уважающих себя изданих есть специальные отделы факт-чекинга (проверки фактов), которые подвергают сомнению любую мелочь из журналистских текстов. Но не у всех есть возможность и время даже проверить сенсационное суждение из «Твиттера», – могут опередить конкуренты. Они и «Википедию», доступную для редактирования любым человеком, считают достоверным и не подвергающимся сомнению источником. В информационном пространстве, переполненном ложными сообщениями, утками, фейками и розыгрышами, немногие светочи достоверной информации ценятся на вес золота. Именно обеспечение достоверности фактов является главным конкурентным преимуществом СМИ перед блогерами, социальными сетями и официальными страничками брендов. А потому это преимущество нужно бережно хранить и развивать.
6. Текст в интернете ничем не отличается от текста в газете
Несмотря на то, что уже практически не осталось даже самых крохотных районных газет, не имеющих собственного сайта, понимание различий между этими двумя носителями медиа появилось не у всех. А ведь у печати и он-лайна – не только разные аудитории, но и совершенно не похожие друг на друга модели потребления. Пользователи заходят на сайт за новостями – им совершенно не обязательно знать, что эти новости были уже опубликованы в таком-то номере печатного издания. Между тем, рубрику вроде «Свежие материалы из номера» вместе со скриншотом первой полосы газеты можно часто встретить в самой кликабельной зоне сайтов не только небольших, но и достаточно крупных изданий.
У пользователей интернета мало времени; они не читают, а сканируют текст – а им предлагают читать длинные простыни плохо структурированных материалов с мелкими иллюстрациями без подписей.
Наконец, упоминавшиеся уже в этой статье заголовки должны содержать ключевые слова новости не только для того, чтобы их увидел читатель и понял, стоит ему кликать на эту новость или нет, но и для правильной индексации поисковиками и новостными агрегаторами, которым уж точно никак не объяснишь, что под заголовком «Без вина виноватые» скрывается не какой-нибудь репортаж из зала судебных заседаний, а вовсе даже аналитический материал о срывах поставки вин из Молдавии.
7. Ставить ссылки на другие сайты – губительно
Этот миф связан с боязнью конкуренции или бесплатной рекламы: «Вот пойдут читатели на этот сайт и покинут нас навсегда». При этом редактор или издатель не понимают, что сетью ссылок пронизан весь интернет, и пользователю «пустой» текст без единого линка уже кажется странным. Более того, он будет чертыхаться в адрес нерадивого контент-менеджера, если заинтересуется, скажем, компанией-поставщиком вина из прочитанной статьи, но чтобы найти ее сайт, вынуждены лезть в Google: «Неужели нельзя было поставить ссылку на название компании в тексте?».
Одно из правил, которые вывел для издателей американский профессор и гуру журналистики Джефф Джарвис, гласит: «Делайте сами то, что у вас получается лучше всего, и ставьте ссылки на все остальное». Вот за это вас и будет любить аудитория. В перенасыщенном информацией мире функция диспетчера становится одной из ключевых.
8. Нет смысла делать мобильную версию сайта или планшетные приложения
Обычно этот миф развеивается очень просто: достаточно зайти в статистику посещаемости сайта и посмотреть, какой его процент составляют посещения с мобильных устройств. Если процент невелик (что, пусть редко, но все еще возможно), глаза может открыть динамика роста этого показателя. Правда заключается в том, что мобильный телефон с возможностью доступа в интернет есть у подавляющего большинства россиян. Количество планшетных устройств тоже растет. Все мобильные устройства накладывают определенные ограничения на читательский опыт взаимодействия с ресурсом: то размер заголовков слишком маловат для сенсорного экрана, то объем сайта слишком велик и он долго грузится. Все эти проблемы решаются созданием адаптивной верстки, мобильной версии сайта или специальным приложением, а все растущая мобильная аудитория вашего сайта будет рада, что вы о ней позаботились, и с радостью вернется еще не раз.
9. В соцсетях стратегия не нужна
Работа изданий в соцсетях давно перешла из разряда опциональных сервисов в обязательную категорию для любого СМИ. Вот только решение о том, кто будет ими заниматься, все еще часто принимается по остаточному принципу. Еще хуже, если трансляция в соцсети идет автоматически, специальным плагином без участия человека.
А самое страшное, что не вырабатывается никакой стратегии, – все действия происходят по наитию. Что ж, нет стратегии – нет и результата.
Между тем, все больше изданий, в которых работа с соцсетями выстроена грамотно, где рост трафика из них фиксируется. В популярном американском СМИ BuzzFeed недавно случилось историческое событие – трафик из Facebook впервые превысил поисковый трафик Google.
Наши соотечественники сидят в соцсетях дольше всех в Европе – до 7 часов в неделю в среднем. Не говоря уже о том, что пользователи соцсетей более активны и вовлечены в создание контента больше, чем юзеры интернета в целом. Представляете, какое поле для действий? А у вас до сих пор нет стратегии того, как их завлечь.
10. Люди не готовы платить за контент в интернете
До недавнего времени этот миф и мифом-то не был – да, не готовы пользователи (а особенно – российские) выкладывать деньги за фильмы, музыку, программы в интернете, не говоря уже о новостях. Пиратство цвело буйным цветом. Но времена меняются – и вот уже компания Apple, долгие годы упирающаяся именно из-за зашкаливающего уровня пиратства в России, все-таки открывает свой магазин цифровой музыки и фильмов у нас. Газета «Ведомости» – пионер платного доступа к новостному контенту в России – по заверению менеджеров издания, чувствует себя вполне хорошо (хоть пока и не раскрывает абсолютные цифры – как количество подписчиков, так и объем выручки от них).
Люди будут платить за ту информацию, которая им нужна и которую они не смогут получить где-то еще бесплатно. Перетряхните свой контент и найдите форматы, соответствующие этому определению, или попробуйте их создать. А там – чем черт не шутит – вы сможете стать первым региональным изданием, которому удастся успешно перейти на модель платного доступа к новостям в России.
Прочитали всю статью и спокойно вздохнули, потому что в вашем СМИ таких мифов точно нет? Ведь вы и так все знаете? Ну, что же, тогда перечитайте миф номер один.
В заседании примут участие коллеги из муниципальных, областных и интернет-изданий, которые поделятся опытом верстки, оформления газет, могут дать практические советы с учетом современных тенденций визуальной журналистики.
В помощь коллегам в качестве материала для обучения размещаем на сайте несколько материалов Владимира Скоробогатько из журнала "Журналист" в разделе "Школа дизайна".
«Нескучное постоянство» Владимир Скоробогатько,
журнал «Журналист» №2 февраль 2012 г.
журнал «Журналист» №2 февраль 2012 г.
«Игры с пространством» Владимир Скоробогатько,
журнал «Журналист» № 5 май 2012 г.
журнал «Журналист» № 5 май 2012 г.
«Кухня картинок» Тимур Юсупов,
журнал «Журналистика и медиарынок» № 12 2011 г.
журнал «Журналистика и медиарынок» № 12 2011 г.
«10 опасных мифов из редакций российских СМИ» Всеволод Пуля,
журнал «Журналист» № 8 август 2013 г.
журнал «Журналист» № 8 август 2013 г.
В любом деле всегда существует опасность стать заложником мифов или ложных суждений о том, как все устроено. Журналистика – не исключение. К сожалению, подобные предубеждения могут стать серьезным тормозом к развитию вашего СМИ. Мы решили составить список из 10 самых опасных и в то же время наиболее распространенных мифов среди российских изданий.
1. Мы и так все знаем
Самый опасный миф, позволяющий отмахнуться от любого совета или инциативы как извне, так и от самих сотрудников издания. К сожалению, знака равенства между словами «знать» и «делать» не появится никогда. Медиаменеджеры и редакторы уверены, что знают, как работают механизмы интернета в СМИ, но в текстах их статей нет ни одной гиперссылки. Они убеждены, что знают все правила написания самых «цепляющих» заголовков, но на сайт их газеты заголовки идут из печатного издания без каких-либо изменений. Список можно продолжать долго.
Возможно, кому-то просто не хватает управленческих навыков для внедрения того или иного правила или регламента в редакции, а кому-то недостает драйва, чтобы протестировать ту или иную идею на практике. Но они ведь все знают, так что, можно успокоиться и ничего не делать.
2. Пока работает то, что работало раньше, можно не волноваться Этот миф часто проистекает из первого и предполагает расслабиться, ничего не делать и почивать на лаврах
В этом случае все процессы, которые есть в редакции, идут по инерции. Вяло протекает и самый важный процесс – творческий. При дефиците свежих и оригинальных идей журналистика скатывается в банальное ремесло, которое не интересно ни читателям, ни самим производителям контента.
Однако суть эволюции – постоянные изменения. Для газетной индустрии, все еще переживающей эпоху кризиса, это важно вдвойне.
Даже такие титаны, как The New York Times, не могут с полной уверенностью сказать, что знают все о современном медиапотреблении или будущем развитии СМИ. Они экспериментируют, постоянно пытаются придумать что-то новое, отметая неудачный опыт и масштабируя успешный.
Многие издания начали создавать специальные лаборатории инноваций, в которых они обкатывают самые безумные и необычные для традиционных СМИ решения. К сотрудничеству все чаще приглашаются стартапы и прочие высокотехнологичные компании. А направлены все эти усилия на то, чтобы привлекать новую аудиторию, удерживать существующую и, в конечном итоге, создавать множество ручейков цифровой прибыли, которые смогут компенсировать иссушающуюся реку прибыли печатной.
Соблазн успокоиться при первых признаках успеха и прекратить развитие очень велик. Но посморите на лидеров отрасли – они не стоят на месте и не утверждают, что знают о предмете все. Тем более, в нашей отрасли нет универсальных рецептов успеха для тех или иных изданий.
3. Регулярные процессы нужны только на производстве, а мы – люди творческие
К слову, о ремесле. Да, в журналистике есть большая творческая составляющая, и самые крутые колумнисты зачастую позволяют себе срывать дедлайн, считая, что все равно их колонка принесет газете волну трафика, сотню-другую «лайков» в соцсетях и живое обсуждение в комментариях.
Вот только жизнь издания складывается не только из «звездных» колонок, а промучившись с таким автором раз, другой, третий, главный редактор все-таки сделает выбор в пользу чуть менее звездного, зато куда более ответственного человека.
При сегодняшних объемах контента в Сети, ветрености читательского интереса и конкуренции со стороны огромного количества компаний (не только медийных) в интернете, никакое издание не может себе позволить действовать только по наитию, вдохновению или от случая к случаю.
Репортаж с места катастрофы должен появляться на сайте не позднее часа-двух после самого события. Рецензия на фильм должна быть опубликована в день или накануне премьеры, а не когда божественная муза возжелает пощекотать крылами редактора по культурной тематике. План мероприятий должен быть составлен минимум на месяц вперед, чтобы на планерке не возникало ситуаций из серии: «Ой, сегодня же годовщина Курской битвы/100 дней со дня вступления президента в должность» и т.д.
Наличие четкой и простой схемы построения заметки облегчит жизнь как автору, который сразу же выдаст более заточенный под редакционные нужды продукт, так и редактору, которому придется потратить меньше времени на доведение материала до ума. А регулярные (ежедневные или еженедельные) форматы не только дисциплинируют журналистов, но и создают ожидания у читателей, повышая их лояльность.
4. Журналистов не нужно учить новым технологиям
Корреспондент пишет, фотограф снимает, редактор отдела писем разбирает читательскую корреспонденцию, оператор делает съемку, звуковик обрабатывает звук, модератор работает с комментариями к статьям. Неплохо, если вы можете себе позволить содержать всех этих людей.
Но технологии уже ушли далеко вперед и стали достаточно простыми в использовании, так что, создать «универсального солдата», который будет готовить мультимедийные репортажи, а потом еще самостоятельно продвигать их в Сети и отвечать на пользовательскую реакцию, стало не только просто, но во многих случаях необходимо. Людей же можно мотивировать к образованию и мультиплатформенности не только некой абстрактной необходимостью, но и вполне конкретными денежными премиями.
Более того, с течением времени журналисты с навыками программирования будут востребованы все больше и больше.
5. Фактические ошибки не имеют особого значения
Ошибка журналиста порой может стать не менее, а даже более дорогой, чем, скажем, ошибка врача. Поэтому во многих уважающих себя изданих есть специальные отделы факт-чекинга (проверки фактов), которые подвергают сомнению любую мелочь из журналистских текстов. Но не у всех есть возможность и время даже проверить сенсационное суждение из «Твиттера», – могут опередить конкуренты. Они и «Википедию», доступную для редактирования любым человеком, считают достоверным и не подвергающимся сомнению источником. В информационном пространстве, переполненном ложными сообщениями, утками, фейками и розыгрышами, немногие светочи достоверной информации ценятся на вес золота. Именно обеспечение достоверности фактов является главным конкурентным преимуществом СМИ перед блогерами, социальными сетями и официальными страничками брендов. А потому это преимущество нужно бережно хранить и развивать.
6. Текст в интернете ничем не отличается от текста в газете
Несмотря на то, что уже практически не осталось даже самых крохотных районных газет, не имеющих собственного сайта, понимание различий между этими двумя носителями медиа появилось не у всех. А ведь у печати и он-лайна – не только разные аудитории, но и совершенно не похожие друг на друга модели потребления. Пользователи заходят на сайт за новостями – им совершенно не обязательно знать, что эти новости были уже опубликованы в таком-то номере печатного издания. Между тем, рубрику вроде «Свежие материалы из номера» вместе со скриншотом первой полосы газеты можно часто встретить в самой кликабельной зоне сайтов не только небольших, но и достаточно крупных изданий.
У пользователей интернета мало времени; они не читают, а сканируют текст – а им предлагают читать длинные простыни плохо структурированных материалов с мелкими иллюстрациями без подписей.
Наконец, упоминавшиеся уже в этой статье заголовки должны содержать ключевые слова новости не только для того, чтобы их увидел читатель и понял, стоит ему кликать на эту новость или нет, но и для правильной индексации поисковиками и новостными агрегаторами, которым уж точно никак не объяснишь, что под заголовком «Без вина виноватые» скрывается не какой-нибудь репортаж из зала судебных заседаний, а вовсе даже аналитический материал о срывах поставки вин из Молдавии.
7. Ставить ссылки на другие сайты – губительно
Этот миф связан с боязнью конкуренции или бесплатной рекламы: «Вот пойдут читатели на этот сайт и покинут нас навсегда». При этом редактор или издатель не понимают, что сетью ссылок пронизан весь интернет, и пользователю «пустой» текст без единого линка уже кажется странным. Более того, он будет чертыхаться в адрес нерадивого контент-менеджера, если заинтересуется, скажем, компанией-поставщиком вина из прочитанной статьи, но чтобы найти ее сайт, вынуждены лезть в Google: «Неужели нельзя было поставить ссылку на название компании в тексте?».
Одно из правил, которые вывел для издателей американский профессор и гуру журналистики Джефф Джарвис, гласит: «Делайте сами то, что у вас получается лучше всего, и ставьте ссылки на все остальное». Вот за это вас и будет любить аудитория. В перенасыщенном информацией мире функция диспетчера становится одной из ключевых.
8. Нет смысла делать мобильную версию сайта или планшетные приложения
Обычно этот миф развеивается очень просто: достаточно зайти в статистику посещаемости сайта и посмотреть, какой его процент составляют посещения с мобильных устройств. Если процент невелик (что, пусть редко, но все еще возможно), глаза может открыть динамика роста этого показателя. Правда заключается в том, что мобильный телефон с возможностью доступа в интернет есть у подавляющего большинства россиян. Количество планшетных устройств тоже растет. Все мобильные устройства накладывают определенные ограничения на читательский опыт взаимодействия с ресурсом: то размер заголовков слишком маловат для сенсорного экрана, то объем сайта слишком велик и он долго грузится. Все эти проблемы решаются созданием адаптивной верстки, мобильной версии сайта или специальным приложением, а все растущая мобильная аудитория вашего сайта будет рада, что вы о ней позаботились, и с радостью вернется еще не раз.
9. В соцсетях стратегия не нужна
Работа изданий в соцсетях давно перешла из разряда опциональных сервисов в обязательную категорию для любого СМИ. Вот только решение о том, кто будет ими заниматься, все еще часто принимается по остаточному принципу. Еще хуже, если трансляция в соцсети идет автоматически, специальным плагином без участия человека.
А самое страшное, что не вырабатывается никакой стратегии, – все действия происходят по наитию. Что ж, нет стратегии – нет и результата.
Между тем, все больше изданий, в которых работа с соцсетями выстроена грамотно, где рост трафика из них фиксируется. В популярном американском СМИ BuzzFeed недавно случилось историческое событие – трафик из Facebook впервые превысил поисковый трафик Google.
Наши соотечественники сидят в соцсетях дольше всех в Европе – до 7 часов в неделю в среднем. Не говоря уже о том, что пользователи соцсетей более активны и вовлечены в создание контента больше, чем юзеры интернета в целом. Представляете, какое поле для действий? А у вас до сих пор нет стратегии того, как их завлечь.
10. Люди не готовы платить за контент в интернете
До недавнего времени этот миф и мифом-то не был – да, не готовы пользователи (а особенно – российские) выкладывать деньги за фильмы, музыку, программы в интернете, не говоря уже о новостях. Пиратство цвело буйным цветом. Но времена меняются – и вот уже компания Apple, долгие годы упирающаяся именно из-за зашкаливающего уровня пиратства в России, все-таки открывает свой магазин цифровой музыки и фильмов у нас. Газета «Ведомости» – пионер платного доступа к новостному контенту в России – по заверению менеджеров издания, чувствует себя вполне хорошо (хоть пока и не раскрывает абсолютные цифры – как количество подписчиков, так и объем выручки от них).
Люди будут платить за ту информацию, которая им нужна и которую они не смогут получить где-то еще бесплатно. Перетряхните свой контент и найдите форматы, соответствующие этому определению, или попробуйте их создать. А там – чем черт не шутит – вы сможете стать первым региональным изданием, которому удастся успешно перейти на модель платного доступа к новостям в России.
Прочитали всю статью и спокойно вздохнули, потому что в вашем СМИ таких мифов точно нет? Ведь вы и так все знаете? Ну, что же, тогда перечитайте миф номер один.