Человек отчаянной смелости

1:51 12 июня 2020
Летописцы-Победители. Имена и судьбы.
170
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Человек отчаянной смелости
Микоша
Владислав Владиславович
(25 ноября [08 декабря] 1909 г. – 10 декабря 2004 г.)

Человек отчаянной смелости

Будущий кинооператор-документалист, кинорежиссер Владислав Микоша родился в Саратове. Работал киномехаником в кинотеатре «Искра», где увлекся кино. В1927 году поехал поступать в мореходное училище в Ленинград. По иронии судьбы, Микоша, крепкий и спортивный, в дождливом Ленинграде простудился и не прошел медицинскую комиссию. Пришлось вернуться в Саратов, в свой кинотеатр. В 1929 году он поступил на операторский факультет Государственного кинотехникума (ныне – ВГИК). В 1931 году, еще, будучи студентом, был принят на работу кинооператором «Союзкинохроники». Его первой серьезной работой быласекретная съемка разрушения Храма Христа Спасителя: от возведения забора вокруг него – до его взрыва.
После окончания техникума, который в 1930 году получил статус института, начались бесконечные съемки, поездки: становление Магнитки, закладка завода Шарикоподшипник», открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Строительство Черноморского флота, спасение челюскинцев, проводы экспедиций на Северный полюс, легендарные перелеты Чкалова и Громова в Америку, визиты в Москву Б. Шоу, Р. Роллана, А.Барбюса...
В 1930-е годы сотрудничал с газетой «Известия», снимая для нее фоторепортажи.
В годы войны – специальный корреспондент газеты «Правда». Писал много статей и для нее, и для других центральных и фронтовых газет. Но главной для него оставалась киносъемка.
Война для Микоши – это, прежде всего, Черноморский флот. Сначала была оборона Одессы, потом – Севастополя: на Малаховом кургане, на Херсонесском аэродроме, на батарее Лещенко, и в 7-й бригаде морской пехоты, на кораблях и катерах-охотниках, и в рейде легендарного севастопольского бронепоезда. В. Микошу, тяжело контуженного, уже без сознания, на подлодке вывезли из Севастополя в числе последних защитников города.
Об отчаянной смелости Микоши ходили легенды. Вот как его вспоминает в своей книге «Севастопольский бронепоезд» бывший старшина группы пулеметчиков бронепоезда «Железняков» Н.А. Александров: «...Владислав Микоша – небольшого роста, с постоянной улыбкой на умном обаятельном лице – не раз появлялся еще в окопах Одессы, снимая на пленку героические действия морской пехоты... Потом Микоша до последнего дня находился на Ишуньских позициях. Это его фильм «Героический Севастополь» смотрели железняковцы, восхищаясь мужеством не только морских пехотинцев, идущих в атаку, но и самого кинооператора, снимавшего в гуще боев...».
«Ночь такая темная, какие бывают только на юге. Теплая, тихая. Все сковано тяжелым сном. Осажденный город спит настороженно, скрытый непроницаемым мраком. Даже море, всегда шумное, вдруг замерло. Полный штиль. Звезды, отраженные в нем, рассыпались неясными сочетаниями каких-то новых, незнакомых созвездий. Враг, залегший в глубоких окопах, не спит, притаился, выжидает. Враг нервничает. Темные ночи на чужой земле обманчивы. Изредка, боясь нападения, он освещает переднюю линию фронта дрожащим светом ракет. Ночь от этого становится еще темнее и непрогляднее.
Наступает туманный рассвет. К низко аккомпанементной музыке орудий и минометов присоединяется более высокая мелодия пулеметов, автоматов и винтовок...» – эти строки – из репортажа с фронта спецкора «Правды» Владислава Микоши «Севастополь дает отпор», напечатанного в газете 7 апреля 1942 года. Так он видел войну, и это ни на кого не похожее видение ценили и в редакциях газет, и в монтажных Центральной студии документальных фильмов.
«Про военные съемки Микоши справедливо сказать, что они сразу – и быт, и поэзия... На пленке кинодокументов, снятых Микошей, всегда присутствует температура события», - писал один из режиссеров киноэпопеи «Великая Отечественная» Л. Данилов.
Далее в его кинорепортажах: битва за Кавказ, Керченский десант, освобождение Крыма, освобождение Севастополя, восстановление Сталинграда, освобождение Румынии, Болгарии, Польши, бои в Восточной Пруссии, под Кенигсбергом. При форсировании Одера Микоша получил тяжелое ранение, и день Победы встретил уже в Москве.
Но Вторую мировую войну он закончил на Востоке. Точку поставил, снимая акт подписания капитуляции Японии на линкоре «Миссури» (за это награжден медалью «За победу над Японией» за номером А №000001). И самая последняя военная съемка – Парад Победы на Красной площади.
Много снимал после войны – восстановление Варшавы и Днепрогэса, война Китая с Гоминданом, встречи Сталина с Мао Цзэдуном и Хрущева с Кеннеди, съемки Неру, Сукарно, Эйзенхауэра, Насера, Кастро, Тито, Гагарина, Бидструпа, Клиберна, Нуриева, Улановой...
Автор книг «С киноаппаратом в бою», «Рядом с солдатом», «Годы и страны»,
«Машина времени». Лауреат трех Сталинских премий СССР за фильмы «Черноморцы», «Польша», «Победа китайского народа» и Государственной премии за фильм «Трудные дороги мира». Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР и СССР,
член Союза кинематографистов СССР, действительный член (академик) Академии кинематографического искусства. Награжден орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны II ст., Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV ст., болгарским и румынским боевыми орденами, польским орденом Возрождения, многими медалями.

К 100-летию со дня его рождения на Нижневолжской студии кинохроники снят документальный фильм «Владислав Микоша. Остановивший время». На здании, где размещалась студия, в 2010 году накануне Дня Победы установлена мемориальная доска, на которой запечатлено его имя.


Из Книги памяти Саратовской области
"Они сражались за Родину на фронте и в тылу",
том 35, Саратов, 2019г.