ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА И «КОНЁК-ГОРБУНОК»? МНОГО ОБЩЕГО! САРАТОВСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ЖУРНАЛИСТ, ПРОФЕССОР СГЮА ИВАН ПЫРКОВ СТАЛ ЛАУРЕАТОМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРЕМИИ ОБЩЕСТВА «ЗНАНИЕ» – ГЛАВНОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПРЕМИИ СТРАНЫ

14:10 28 декабря 2021
Новости
149
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА И «КОНЁК-ГОРБУНОК»? МНОГО ОБЩЕГО!
САРАТОВСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ЖУРНАЛИСТ, ПРОФЕССОР СГЮА ИВАН ПЫРКОВ СТАЛ ЛАУРЕАТОМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРЕМИИ ОБЩЕСТВА «ЗНАНИЕ» – ГЛАВНОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПРЕМИИ СТРАНЫ



Иван Владимирович, расскажите немного о всероссийской Премии общества «Знание». Премия ведь вручалась впервые?
Да, впервые. И никто не ожидал такого колоссального размаха. За последние десятилетия, к сожалению, сложился печальный стереотип: наука, образование, просвещение, культура – это нечто скучное, пылящееся где-то в кладовке, неинтересное для молодёжи. Но ведь как это у Достоевского – поле битвы – сердца людей? И борьба за сердца и души ведётся каждый день, каждый час. И как же отрадно, что государство признало высочайший и актуальнейший статус просветителя. Произошло принципиально важное для будущего событие: в масштабе страны было признано, что заниматься просвещением, придумывать что-то новое и полезное в культуре, быть учителем, преподавателем, лектором, популяризировать науку – это круто, это здорово!
В чём особенность премии, широка ли была география претендентов на неё?
Премия, действительно, получилась масштабной: было подано больше трёх тысяч заявок из 80 регионов России, выдвигались коллективные проекты и просветители. Из такого большого, огромного, я бы сказал, количества участников профессиональное жюри выбрало 103 финалиста – преподавателей, лекторов, школьных учителей, блогеров, писателей, журналистов, телеведущих… И мне посчастливилось попасть в эту заветную сотню! Мне поздно вечером позвонили из Москвы, сказали, что уважаемое жюри номинировало меня на премию в номинации «За вклад в просвещение в сфере культуры и искусства» и в номинации «Просветитель года по версии слушателей». Вторая – по итогам всероссийского открытого голосования. В ней мне и удалось победить! Суммарно во всех номинациях оказалось всего 28 победителей (в основном это коллективные проекты, и только 12, так сказать, персоналий). Это бешеная конкуренция, но зато как интересно, какие эмоции! И как дорога победа! Как сказал гендиректор Российского общества «Знание» Максим Древаль, «эта премия – своеобразный «Оскар» в сфере просвещения и просветительства». Важно подчеркнуть: премия не предполагает денежного вознаграждения. Но есть вещи – дороже денег.
На YouTube трансляция награждения собрала уже больше миллиона просмотров. Как проходила сама церемония – хотелось бы узнать из первых уст.
7 декабря, в Москве, в театре мюзик-холла, на Пушкинской площади собрались выдающиеся люди – общественные деятели, актёры, политики, музыканты, учёные… Они входили в состав уважаемого жюри. Ну, например, Константин Хабенский, Владимир Машков, Константин Эрнст, Юрий Башмет, Виктор Садовничий, Сергей Кириенко… Были, конечно, министры образования, просвещения, культуры… Вели церемонию Яна Чурикова и Иван Ургант. И вели просто превосходно – с потрясающим тактом, без официоза. Мне радостно было участвовать ещё и потому, что ни на одном этапе (ни при составлении завки, например, ни на самой церемонии, ни в каких-то организационных вопросах) и намёка не было на официоз, бюрократизм. Наконец-то мы начинаем, надеюсь, эти бюрократические вериги сбрасывать!
Мне, повторюсь, посчастливилось стать Просветителем года в номинации «По версии слушателей», то есть по итогам открытого всероссийского голосования. Важно вот что: такое огромное количество просмотров церемонии в Сети, трансляции на многочисленных телеканалах, внимание прессы – всё это свидетельствует об интересе большой, огромной аудитории к науке и просвещению, об интересе молодёжи в первую очередь! Сколько среди номинантов и победителей молодых, одухотворённых лиц, как сильно представлен интеллектуальный потенциал – ну, вот такой получился диалог с будущим!
Вы подавали заявку как лектор или писатель? Или как журналист?
Хороший вопрос. Если ты живёшь чем-то, если это твой каждодневный ритм жизни, то не отделяешь одно от другого. Я участвовал в премии как автор научных и научно-просветительских статей в журналах «Наука и жизнь», «Литература в школе», в «Литературной газете». И везде отмечал, что вхожу в Союз писателей и Союз журналистов России. Без публикаций в СМИ, без медийного опыта, без своего рода школы, которую прохожу каждый день в медийном сообществе, без творческого взаимодействия с Союзом журналистов никаких проектов не было бы!
Вот, скажем, помимо публикаций в СМИ, был и остаюсь ведущим канала «Литератор», который мы придумали вместе с женой, писательницей Наталией Кочелаевой в сложный период первого локдауна. Это ведь тоже информационное поле, тоже диалоговое окошко. И многие зрители откликнулись, писали комментарии, подавали идеи для новых выпусков… Ещё представил фресковый метод – новый метод преподавания гуманитарных дисциплин. Плюс к тому выступил как лектор общества «Знание» (читал открытые занимательные лекции по истории русской литературы на базе СГЮА для школьников, студентов и просто слушателей-зрителей). Студенты СГЮА рассказывали мне, как интересно было принимать участие во Всероссийском Географическом диктанте, о деловых играх, каких-то квестах невероятных, об участии в конференциях…
Наука снова становится популярной, престижной! К слову, хочу отметить отличную, творческую работу Саратовского Регионального отделения Российского общества «Знание»: здорово, что было уделено такое большое внимание налаживанию связей со школами, колледжами, вузами Саратова, прекрасно, что заработал сайт общества. Этого как раз не хватало, как воздуха! Творческого отношения, неравнодушия, разговора, диалога!

О Вашем фресковом методе говорил ведущие церемонии Иван Ургант и Яна Чурикова, сейчас много о нём пишут. Можно чуть подробнее?
Для меня признание фрескового метода, да ещё на таком уровне – первостепенное дело. Если коротко, суть фресковой системы – в визуализации подаваемого на уроке или лекции материала, и в поиске междисциплинарных связей. Дать аудитории картину, которая запомнится, создать образ. Пример приведу: все мы помним со школьной скамьи сказку в стихах «Конёк-Горбунок», но сегодня редко кто назовёт имя автора – Пётр Ершов. И только единицы расскажут подробнее о жизни писателя, о том, как и когда сказка создавалась. То есть мы помним имя, но теряем эпоху, дух времени, атмосферу. Первейшая тактическая задача фресок – эту атмосферу воссоздать и сделать легко запоминаемой. Как? Так, допустим. Изобразить словесную картину: вот Пётр Павлович Ершов, в конце жизни, в Тобольске, пишет письмо в Москву своему ученику – Дмитрию Менделееву! Оказывается, великий химик был учеников автора «Конька-горбунка»! И совершенно разнополярные, казалось бы, явления нашей культурно-научной жизни («Конёк-Горбунок и таблица Менделеева!) оказываются близки, более того – взаимозависимы. Как пишет Ершов Менделееву: «…твои атомы, которые всё и из которых всё». Такое не забудешь, такая картинка прочно будет ассоциироваться с эпохой, временем, биографией и т. д. То же касается и русского языка, и истории… По фресковому методу я подготовил экспериментальный учебник – он готов к печати.
Что же такое всё-таки современное просветительство?
Истинные просветители часто остаются вне общественного внимания, просто делают свою работу. Вот, например, в саратовском посёлке Дубки, при школе, действует единственный в нашей области школьный литературно-краеведческий музей «Современник». Его придумали 50 лет назад замечательные Учителя – Лариса Викторовна и Юрий Викторович Трифоновы. Сегодня музеем занимается их дочь, Ирина Юрьевна Трифонова, а с Ларисой Викторовной, Заслуженным учителем России, мы перезваниваемся, постоянно говорим. Суть работы «Современника» – познакомить лично ребят из Дубков с известными писателями, художниками, деятелями культуры. Такое невозможно переоценить для духовного становления растущего поколения! Пользуясь случаем: с юбилеем, дорогой «Современник»!
Сегодня известно, что лауреаты Премии получают статус резидента «Центра знаний» на горе Машук и доступ к широким возможностям мультимедийной инфраструктуры центра, а также к комплексной образовательной программе по разработке, производству и продюсированию просветительского контента. Что ж, попробую научиться сверхновым цифровым технологиям, чтобы привнести инновационный опыт в работу того же «Современника» и многих других просветительских центров – школьных и студенческих. Постараюсь быть полезным.

Иван Владимирович, приглашаем Вас участвовать в просветительских и образовательных проектах Союза журналистов! Обоюдо полезно, стать, к примеру, экспертом творческих конкурсов или семинаров…

С большим удовольствием принимаю это предложение! Благодарю Союз журналистов за то, что голосовали за мою кандидатуру, за возможность участия в качестве одного из авторов в составлении второго тома Энциклопедии Саратовской журналистики в честь журналистов-фронтовиков. Просветительство нас объединяет и роднит. Желаю нам всем больших творческих свершений!