Союз журналистов России
Саратовское отделение

Университетская 45/51, Тел.: 39-20-54, E-mail: zlatln@mail.ru
 
Популярные новости:
«    Октябрь 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Партнеры:
RUJ.ru - союз журналистов России
Journalist-virt.ru - журнал "Журналист"
JourMedia.ru - журнал "Журналистика и медиарынок"
Neodin64.ru - "Ты не один"
YoJo.ru - информационный портал для молодых журналистов
SchoolYJSaratov.ru - школа юного журналиста
Конкурсы:
21-апреля-2014 — прочитано 3015 раз
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Международный пресс-клуб (МПК) объявляют о проведении Межрегионального журналистского конкурса краеведческой тематики «Моя малая Родина» Подробнее...
Все конкурсы!

Работы победителей Конкурса юных журналистов «Серебряное перо губернии - 2010»

Актуально » Главные новости — 17-ноября-2010 — прочитано 1502 раз
Номинация: "Мир глазами детей"


1 место Лесина Дарья Александровна, р.п. Духовницкое, МОУ "СОШ р.п. Духовницкое", 6а класс.
Руководитель: Проездова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы


Очерк "Грезы детства"


Никаких поездок в летние каникулы я себе не планировала. Я решила провести отдых дома, наслаждаясь долгожданным покоем, чтением книг, общением с подругами и частыми прогулками с ними на Волгу. Именно так сложилось два первых летних месяца. Но в начале августа мама мне сказала: «В ближайшее время едем в деревню к бабушке, ей необходима наша помощь» . Я забеспокоилась, что в небольшой деревне будет мне скучно и одиноко долгими летними вечерами. Я поспешила поделиться своими сомнениями с мамой, но она уверенно мне ответила: «Да не переживай ты ни о чем заранее. Всё будет просто замечательно, вот увидишь».
И вот мы в пути. Старенький автобус неспешно тащится по широкой трассе. Пыльный воздух давит зноем, а по лбу струится липкий пот. Высунувшись в окно, я с жадностью ловлю робкое дуновение встречного ветерка. Невыносимая жара! Пятнадцать минут езды показались вечностью. Наконец, приехали! Тащимся через все село и минут через двадцать ступаем на шаткие ступени крыльца.
А у бабушки гости! Из открытого окна слышен весёлый разговор, звенят столовой посудой.
Мы входим в дом и застываем у порога от изумления. Людей-то сколько за столом! Знакомые лица бабушкиных сестер, соседок и незнакомых совсем мне людей. Бабушка оглядывается и, радостно всплеснув руками, подходит к нам. Мы смеемся и целуемся. Нас сразу усаживают за стол.
Я оказываюсь рядом с незнакомым седоватым мужчиной, улыбчивым и разговорчивым. Пожилой мужчина довольно высок и статен, добротный костюм ему к лицу. Меня сразу располагает к себе его доброе лицо, а большие руки постоянно приобнимают меня, как родного. Оказывается, этот гость здесь самый главный. Зовут его дедушка Саша, а приехал он из далекого Запорожья навестить свою больную сестру. Дедушка Саша – бабушкин погодок, живший с ней когда-то на одной улице.
Их многое связывает: учёба в школе, гибель отцов на фронте, трудное и голодное детство.
Беседа за столом нескончаема!
Я постепенно справляюсь от смущения и начинаю с интересом слушать рассказы гостей, которые вспоминают, как дружно жили они многодетными семьями в войну, как делились друг с другом последней картошиной и куском хлеба, как любили друг друга и помогали в лишениях всем. Бросаю взгляд на бабушку и ловлю её улыбку, предназначенную мне. Живые бабушкины глаза и греют, и светят, и ласкают меня. И так становится мне хорошо от обаяния этой любви, что начинает сладко щемить душа, переполненная самыми разными чувствами.
Дедушка Саша говорит, что живет хорошо, всё имеет и ни в чём не нуждается.
- А играть- то не разучился? – вдруг спрашивает бабушкина соседка.
- Ни в коем случае! – гордо заверяет всех мой сосед по столу и с неожиданной прытью спешит во двор к машине. Он роется среди многочисленных свертков, сумок и коробок и возвращается с блестящим аккордеоном.
Усевшись в сторонке, дедушка Саша ловко перебирает пальцами по клавишам, и комната наполняется звуками незнакомой мне мелодии. Мужчина зычно запевает и просит всех ему подпевать. Я удивляюсь хорошим песням и тому, как замечательно поют их бабушкины гости. А потом гармонист объявляет:
- Вальс! Танцуем вальс!
Закружились пары одна за другой. Я совсем не узнаю свою бабушку. Как легко и плавно она движется под мелодию старого вальса! Светлеют и молодеют лица!
А потом вновь долгие разговоры о своих родных и близких и, конечно, о себе. В который раз ставится чайник, и наполняются чашки ароматным чаем!
Дедушка Саша выходит из комнаты и возвращается вскоре с большой сумкой. Открыв её, он начинает оделять всех присутствующих подарками. Кому красивый платок, кому пушистое полотенце, кому большая пачка чая или баночка кофе, а мне на колени вдруг бросает коробку конфет.
- Бери, бери, внучка, не стесняйся! Я от чистого сердца.
Ближе к вечеру мы все идем на сельское кладбище. Дедушка Саша подолгу стоит около знакомых могил, вешает небольшие веночки и тяжко вздыхает. Домой идем медленно. Дедушка Саша постоянно останавливается, оглядывается кругом и, заметно волнуясь, говорит:
- Да я готов целовать здесь каждый бугорок и холмик, каждую былинку и тропинку! Как мне все дорого и до боли знакомо! Мне ли забыть, как бегал я здесь босоногим мальчишкой, мечтая о лучшей доле! Как я люблю эти дорогие и милые сердцу места, как стремился я в своих мечтах быстрее увидеть всех, кто остался в живых, пройти по знакомым улицам, вглядеться в родные лица!
Он, не справившись со своим душевным порывом, торопливо отворачивается в сторону, я успеваю заметить, как по щеке его бежит скупая мужская слеза.
На улице дед Саша внимательно вглядывается в прохожих, старается угадать. А если такое случается, горячо целует человека и ведется долгий разговор о здоровье, об общих знакомых.
Когда мы возвращаемся в бабушкин дом, уже вечер, но мы решаем немного потрудиться до темноты во дворе. Копаемся в саду, поливаем грядки на огороде, подметаем дорожки, собираем помидоры для засолки.
И лишь когда на землю медленно опускается вечер, я стремглав несусь на любимую речку и, искупавшись, сижу на берегу и вглядываюсь в воду. Небо полыхает заревом заката, щедрой россыпью бросая горящие блики в речную заводь. Я любуюсь небом, любуюсь ивами, склоненными над водой. И вдруг неожиданно понимаю, как красив и мудр окружающий меня мир, как много нового я узнала о привычных мне людях, как интересны они в общении! И хотя я только познакомилась с дедушкой Сашей, мне он вскоре показался совсем близким и родным человеком. Я поняла, как много значит для каждого из нас отчий дом, семья, дружба.
Эти простые люди поведали мне о себе и заставили заглянуть внутрь себя, что-то важное понять и по-новому оценить. Я почувствовала, что все эти милые, добрые люди незримыми узами связаны в своем человеческом родстве любовью к малой родине и близким. И частицу этой любви я сумела перенять у них.
Теперь я твердо знаю, что обязательно приеду на следующее лето к бабушке, к людям, которые встречают тепло и радушно.

1 место - Марголина Софья, г. Саратов, МОУ «Гимназия №1», 8 класс

"Почему подростки не читают классику?"


Какие книги читают подростки? Так и слышится гул встревоженных голосов: «Да ничего они не читают! У них перед глазами вечно какой-нибудь экран: телевизор или компьютер, маленький экранчик дьявольской игрушки Nintendo DS, мобильник или IPod. Мало того, что их не заставишь читать классику, так даже те книги, которые не входят в школьную программу и которыми зачитывались мы, позабыв об уроках и прогулках, о еде и сне, они тоже не читают.
Хочется поспорить с таким утверждением. Мне кажется, это далеко не так… Просто принцип «нам понравилось, а значит и им понравится», для нынешних подростков не подходит! Литературу мы воспринимаем абсолютно по- иному, чем наши родители, не говоря уже о бабушках и дедушках. Как говорится, «каждому поколению своя литература»!
Тинэйджеры двадцать первого века чувствуют, думают и переживают все
по-другому, нежели их родители и уж тем более, герои литературных произведений прошлого. Для любого подростка кажутся странными некоторые действия и мысли героев. Время в книгах течет очень медленно, в то время как в жизни события меняются мгновенно даже у беззаботных подростков.
А вот и другая, немаловажная причина, под названием «Интернет». Извечная проблема отцов и детей приобрела в наши дни невиданную прежде остроту: из-за постоянно ускоряющегося развития высоких технологий и прежде всего электронных средств общения, смена поколений происходит все быстрее и быстрее.
Мы, подростки, живем в режиме онлайн: обмениваемся мгновенными текстовыми сообщениями на экране компьютера, интенсивно общаемся со сверстниками в социальных сетях, а телевидение порой нам заменяет YouTube.
Грустно? Неужели подростки вообще не знают, что есть на свете ни с чем не сравнимая радость погружения в книгу?
Но это совершенно не так! Как тогда объяснить недавний ажиотаж, связанный с книгами о Гарри Поттере? Вспомните чучела белых сов в витринах, продавцов в черных мантиях и островерхих шляпах, многолюдные ночные бдения у дверей книжных магазинов…Кто были эти сотни тысяч поклонников творчества Джоан Ролинг? В основном подростки, те самые якобы «не читающие» .
Хотелось бы добавить, что Джоан Ролинг- потрясающий автор.
Не одну ночь просидела над книгой, плача и смеясь вместе с героями, мне было потрясающе интересно! Я по-настоящему полюбила Гарри и его друзей, как своих родных. И главное, что я такая не одна, нас миллионы по всему миру! Возможно, это ненормально, но ведь так прекрасно погружаться в книгу, тем самым переноситься в чужой мир сказки и приключений. И за эту волшебную сказку ОГРОМНОЕ спасибо Джоан Ролинг.
Интернет заметно расширил возможности поклонников (фанов) популярных книг, которые встречаются и общаются на сайтах, посвященных любимым произведениям. Книги начинают вести в Сети причудливую самостоятельную жизнь. Поклонники создают сайты, посвященные любимым книгам.
Среди активных посетителей фанских сайтов всегда много подростков. Дел у них хоть отбавляй! Можно обсуждать связанные с книгой новости на форумах и «чатах», можно составлять словари и путеводители по миру книги, можно писать «фанфики»- истории в стиле и по сюжетам любимой книги, можно сочинять песни и стихи вдохновленными образами в книге, можно делать рисунки, постеры, фотоколажи на тему книги (фан-арт), можно придумывать себе имя, биографию, внешность и пополнить число виртуальных персонажей, можно принимать участие ролевых онлайн-играх по мотивам культового произведения.
«Ты уже три часа сидишь в Интернете! Возьми, наконец, книжку в руки и почитай!»- призывают родители сына или дочь. Но кто знает, может быть, подросток как раз читает, однако не то, что взрослые считают для него «подходящим», а какой-нибудь диковатый вампирский «фанфик».
Знаменательно, что многие подростки без всякого принуждения со стороны взрослых занимаются в Интернете именно тем, чем их стремятся научить в школе: высказываться и дискутировать о прочитанной книге, пробуют силы в творчестве.
Едва ли не самое важное, что заставляет нас предпочитать новинки литературе прошлого,- мощная поддержка киноиндустрии и Интернета. Ежегодные премьеры по книгам Роулинг, грандиозная экранизация «Спайдервика», фильм по роману «Золотой компас» Пулмана, «Город Эмбер» Дюпро, «Чернильное сердце» Функе, «Эрагон» Паолини, «Перси Джексон» Риордана , «Сумерки», «Новолуния», «Затмение» Майер- все это рекламируется в журналах для тинэйджеров, по телевидению и в Интернете, побуждая подростков не только спешить на премьеру в кинотеатр, но и почитать книгу- первоисточник.
«Время читать!»- кричат подросткам их родители и учителя. А я скажу: «Время читать то, что интересно подросткам». Причем читать непредвзято и доброжелательно. Если вы хотите вызвать у нас интерес к литературному наследию, право же, стоит проявить внимание к новинкам, которые читаем, ценим и любим мы!
Книги - это некая безграничная вселенная, которая меняется, точно так же, как и наш мир! Меняется наш взгляд на мир, он меняется и у книги. Современные книги полностью подстроены под нас, под нашу быстро развивающуюся Вселенную. Так, может, стоит позабыть о том, что было раньше и, наконец-то, двигаться вперед?! Возможно, стоит начать хотя бы с книги? Хотя бы проявить интерес к тому, что интересно сейчас подросткам, самым «продвинутым» ныне существам на нашей планете? Может, попробовать измениться самим, а не пытаться исправить нынешнее поколение тинэйджеров, которым еще предстоит долгий, тяжелый, непохожий на своих «предков» путь? Кто знает, что нас всех ждет впереди?
Вы со мной не согласны? Спорьте!
***


2 место - Мягкова Александра, МОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке» г. Энгельса,7 класс.

Браво, Лицей!
Мир… У этого слова много значений. Мир в целом или мирная жизнь.
У каждого человека есть свои миры, будь это дом, школа, работа, город или страна.
Есть в Энгельсе необычная школа - музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке, в котором я учусь. Наш лицей – это особенный мир. Семь лет назад я пошла в первый класс, и у меня началась совсем другая, новая, интересная жизнь. В лицее всегда звучит музыка, когда бы ты ни пришел. И рано утром, и поздно вечером, на переменах, на уроках – всегда.
Подойдите к расписанию и вы увидите незнакомые предметы, которые не входят в обычную школьную программу: живопись, хор, сольфеджио, музыкальная литература. Из кабинета доносится пение – идет урок сольфеджио. Заходим. Все ученики поют и дирижируют в такт. На сольфеджио изучается нотная грамота.
А ещё в нашем лицее есть театр! Каждый год, в мае, после школьной линейки, театральный кружок дает спектакль. Спектакль наш – это «штучный товар» - несмотря на то, что участники репетируют целый год, показывают спектакль всего один-два раза. Мне запомнились спектакли «Соловей» и отрывок из поэмы Шекспира «Ромео и Джульетта».
Заходим на урок живописи. Тема «Осень». Ребята стоят у мольбертов и создают осенние пейзажи. Каких только цветов нет на картинах этих маленьких художников! Здесь и золото Левитана, и грусть Борисова-Мусатова, и яркость народных мастеров. Живопись была одним из моих самых любимых уроков. Мой упорный труд дал результаты: во втором классе я впервые стала лауреатом всероссийского конкурса юных художников! Было приятно осознавать, что моя работа «Музыка Моцарта» почти год красовалась в Кремле.
Занятия по дизайну обычно проходят после уроков. Вот, где есть свобода для воображения и фантазии! Ребята рисуют и на батике, и масляными красками, и пастелью, и делают интересные поделки из бумаги. Я ходила на дизайн и познакомилась с интересным приемом живописи – стилизацией, т.е. упрощением рисунка. Свои работы участники могут отправлять на конкурсы, где занимают призовые места!
Из актового зала доносится пение… Это поет лицейский хор мальчиков. Заглядываем внутрь – идет репетиция. Мальчишки раз за разом повторяют заученные пьесы и песенки. Всегда удивляюсь, видя хористов на сцене. В жизни они такие веселые, быстрые, их иногда ругают за поведение… Но на сцене мальчики преображаются. Лица становятся серьезными, и по команде руководителя хора мальчики начинают петь. Все голоса сливаются в один, плавно аккорды сменяются один за другим, ускоряясь в темпе… Слушая пение хора, невольно уплываешь в какие-то неведомые дали, наслаждаясь прекрасной музыкой.
В хоре участвуют и мои одноклассники. На первый взгляд, обыкновенные мальчишки – Олег Шип, Гоша Захаров и Кирилл Чуприянов – любят спорт, рисуют граффити, бегают после уроков во дворе лицея. Но как они поют! Мне кажется, из них троих получится хороший хор, потому что все поют на разной высоте: Олег – сопрано, Гоша – альт, а Кирилл – бас.
Если бы вы пришли в лицей в первую неделю учебного года, то очень удивились бы – все учителя и ученики приходили в одежде одного цвета: в понедельник – в красном, во вторник в оранжевом, среда была днем жёлтого цвета – и так для каждого дня недели! Это у нас проходила акция «Радуга дружбы»! В нашем маленьком мире – лицее – мы все – одна семья. В лицее мало учеников, и все друг с другом знакомы. У меня есть друзья и среди первоклассников, и среди выпускников: с кем-то мы играли в ансамбле, кто-то помогал мне по живописи, с кем-то я работала в школьной газете. Всё это и помогает дружить.
В лицее проходит много концертов. Играют ученики и учителя, выпускники и первоклассники. И каждый год, весной, лучшие ученики МЭЛ удостаиваются чести играть концерт с симфоническим оркестром филармонии. Выступление моих одноклассников мы ходили слушать вместе. Наверное, только у нас в лицее можно крикнуть своему товарищу «браво» и подарить цветы как настоящему артисту!
«Кем же становятся выпускники лицея? – спросите вы, - наверное, музыкантами?» Не только. Есть среди них и адвокаты, юристы, менеджеры, и даже владельцы своих собственных фирм. Выпускники лицея едут за границу работать и учиться. Но все они обязательно приходят в свой любимый лицей.
***


2 место - Бушмин Максим, г. Саратов, МОУ «СОШ №34 с углубленным изучением художественно- эстетических предметов», 11 «Б» класс, ТО «Клуб юного журналиста».
Руководитель: Стрельникова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы, руководитель ТО «Клуб юного журналиста».

Спорт в моей жизни


На город сгущаются сумерки… Я иду по заметно опустевшим улицам города, пытаюсь собраться с мыслями, что-то наметить на завтра. Ноги налились свинцовой тяжестью, чувствую каждую мышцу, а уставшее тело просит отдыха (душ, горячий чай, ватное одеяло и…спать!) Как же хочется выспаться! По-настоящему, как в детстве! Как же просто тогда жилось! А что я помню из своего чудесного детства? Солнечный пляж, играющая гладь Волги, крепкие папины руки, мамин смех и огромного леща, которого мы с братом держали за голову. Это было папино достижение, но мы радовались больше него. Детство…Стоп! А что у нас завтра! Опять на неделе не успел подготовиться к зачету по биологии: придется сидеть всю ночь за задачками. Опять не забежал в библиотеку, а завтра Татьяна Алексеевна обязательно спросит! Я даже вижу ее удивленный, всегда проникающий в душу взгляд: «Как же так? Вы, сударь, так и не нашли времени познакомиться с творчеством В.Брюсова?! Очень жаль… Стыдно. Тем более спортсмену. Опять Вам придется отчитываться в индивидуальном порядке. Жаль…» Ух!.. Даже мурашки по телу пробежали… Казалось бы, уже не привыкать! Не я первый, не я последний. Больно даже не оттого, что будут стыдить: дело понятное. Не могу пока еще с легкостью сносить укоры в адрес «спортсмена». Слишком часто меня упрекали в моей жизни самым дорогим для меня, тем, что стало частью моей жизни… Спорт…
Сколько помню себя, этот верный и неразлучный друг был всегда рядом. В детстве любил бегать, подтягиваться, всегда был в движении. (За что не раз попадало!) А в первом классе начал относиться к спорту уже профессионально. Это немного странно звучит… Как ребёнок в семь лет может относиться к чему-либо профессионально? Но так сложилось в моей судьбе. Помню свою первую спортивную секцию по плаванию. Еще более меня покорило тогда ее название: оно казалось таким серьезно-взрослым… «Профессиональная секция спортивного плавания». Занимался я там с удовольствием. Шесть лет непрерывного труда. Это срок! Но есть свои результаты. Первый взрослый разряд!
А что случилось потом? Почему же я остановился? Ведь никаких преград, казалось бы, не было, напротив, я был лучший в своей тогда еще молодой команде. Но что-то остановилось во мне…Да, именно остановилось. Перестал радоваться своим победам, встречам, своим тренировкам. Этого огромного когда-то водного пространства мне стало мало. И эта теснота стала давить чуть ли не изнутри. Захотелось чего-то большего. Я не мог тогда точно представить себе, чем должен стать для меня мой новый мир. Однако своим подростковым чутьем тогда ощутил, что новое увлечение должно будоражить не только тело, но и душу.
Спорт, как и всё на земле, познается в сравнении. Ты должен найти для себя как раз тот вид спорта, для которого ты создан. И я его нашёл! 22 февраля 2007года. Четырнадцатилетний подросток начал заниматься Велоспортом и влюбился в него! Это был я. Помню мой первый велосипед, старенький такой «Старт шоссе». Зелёная краска на раме уже треснула в трёх местах, седло было зашито плотным грубым швом суровых ниток, наверное, прежний хозяин врезался на нём куда-то. Колёса намного тоньше, чем у обычных велосипедов, странно и непривычно на первый взгляд, тем более для меня, новичка в этом деле. Но запал он мне в душу чем-то. Сел на него и будто оторвался всем телом от земли. Тонкие колёса – трубки почти не давали трения о резину, которая была на стадионе. Неожиданно прозвучали для меня слова тренера: Приготовьтесь к гонкам на время». Я тогда очень испугался: «Ведь совсем этого не умею!» «Смешной ты, брат, какой-то, - ответил тренер. - Садишься и едешь, как сердце подскажет!» Сел я тогда и поехал… Выиграл! Не подвело сердце. Прошло всего полгода, как из нас, десятерых одноклассников, остался только я один на велобазе. Смешно? Не очень, мало кто выдерживает: ломаются многие.
Сейчас я не представляю своей жизни без этого вида спорта. Чем он покорил моё сердце? Как ни странно это прозвучит, но своей жестокостью. Это мир, где действуют законы естественного отбора. Я люблю велоспорт и за его трудность. За то, что он закаляет почти все группы мышц, в том числе и характер спортсмена! Очень часто нам приходится бороться со своими слабостями, усталостью, с самой человеческой природой. Попробуй преодолеть главного врага в своем лице! Непреодолимо трудно воспитывать силу воли и терпение…
Велоспорт на шоссе – это гонки на скоростных дорожных велосипедах по загородным, перекрытым автострадам. И проводятся они в любых условиях, несмотря на погодные прогнозы. Спортсмен трудится в любых условиях. Будь то град или снег, жара плюс сорок… ( Именно в такую погоду проходили Олимпийские игры в Риме, где выиграл наш великий гонщик, в дальнейшем тренер сборной СССР, Виктор Капитонов). Гонку никогда не отменят! Мне самому приходилось ехать и не однажды, подчас в изнурительных условиях. Помню, как на Кавказе, в горах, мы проезжали один перевал. Температура была 35 выше нуля. Пот, кровь, слёзы... В этот момент откуда-то появляется озлобленность. Злишься на все: на жару, на противника, на себя, отстающего, слабого, просто человека. Хочется пить, есть, даже плакать. Но ты не имеешь на это права! Не имеешь права на обычные человеческие слабости. Потому что ты в гонке. И ты не один! Ты все давишь и давишь на шатуны своей верной «машины». Ну, помогай же, родная! Не подведи! Вот кто-то отстал. Не выдержал… Проехали уже 125 километров. Товарищ просит еды, и ты достаёшь из заднего кармана веломайки банан или кусок шоколада: спасаешь им оголодавшего. Ну разве это не счастье?!
В гонке всякое бывает: проколы, падения, травмы, поломки. Бывает, притрёшься к кому-нибудь из соперников передним колесом и уже на обочине, в пыли, землю ешь, а гонка продолжается. Вставай, если силы найдёшь, догоняй! Встают, догоняют только те, кто не может без этого, кто болеет спортом. Владимир Кучмий писал: «Гонка – она как кружка тёплой воды: напиться можно, но жажду не утолишь. Если твоё сердце не перестаёт испытывать такую жажду, значит, ты не сошёл с дистанции. Значит, ты – гонщик!»

У всех возникает один и тот же вопрос: «Для чего всё это?» Все эти лишения, (а их у спортсмена немало), ежедневные изнурительные тренировки. А у меня всегда возникает единственный в своем роде ответ: «Чтобы проверить, что ты за человек». Слабак ты или боец, способен терпеть или при малейшей трудности готов отступить? Вообще любой спорт делает из нас Человека! Сильного, умного, грамотного.
Бытует уже закреплённое в обществе мнение, будто все спортсмены неграмотны и ограничены. Как вам нравится подобное утверждение: «Когда бог раздавал мозги, спортсмен был на тренировке»? Что ж, кого-то оно согревает… Только кого? А есть и другого рода сравнения: «Групповая гонка – это игра в шахматы, только соперников в три раза больше, а, значит, думать надо за троих!» Казалось бы, над чем? Крути себе педали! А поразмыслить все же придется… Да хотя бы над тем, когда следует атаковать, с какой стороны на данный момент ветер, на каком этапе лучше отдохнуть, а где поработать, где задвинуть, а где сделать «проглот». Всё это трудно, неинтересно для несведущих, некоторым даже непонятно… Для нас же, спортсменов, главное понять, чем мы обязаны Его величеству Спорту!
Я думаю иногда, что люди не в полной мере благодарят природу за то, чем она нас одарила. А ведь это огромное богатство! Но, к сожалению, часто человек направляет свою энергию в неправильное русло. Иногда оказывается в плохой компании, заимствует чужие привычки и взгляд на мир, а итогом всему – чужой, слепо перекопированный образ жизни. А выход есть всегда! В данном случае нужно совсем немного – направить свои силы навстречу спорту. Тогда и человек не потеряется в жизни, не пропадет навсегда…
Я благодарен спорту за то, чему он меня научил. Он мой верный друг и опытный заботливый Учитель, щедро отдающий свой опыт и знания. Я благодарю его за здоровье, которым наградил он меня! За прекрасные воспоминания, открытия, встречи, которых, я уверен, с каждым годом у меня будет всё больше и больше! И что бы ни случилось, что бы ни произошло, я никогда не брошу спорт!
И свою будущую профессию я тоже решил навсегда связать со спортом. Я буду спортивным журналистом, и это для себя уже точно решил! Эта мысль появилась в тот важный момент, когда передо мной встал вопрос выбора дальнейшей профессии. Не первый год я пишу стихи, пробую себя и в прозаических жанрах, и в публицистике, имею опыт вести дискуссии на разные темы. Но самое главное - я Люблю спорт!
Безусловно, спорт воспитывает в нас Человека. Могу сказать это с полной уверенностью: через 4 года занятий я уже имею разряд КМС (кандидат в мастера спорта по велоспорту). А нагляднее звучат строчки из моего недавнего стихотворения:
Мы уже не боимся ни страха, ни боли,
Мы уже как стальные здоровые кони,
Нам не страшно ничто, мы идём в холода,
Помнишь, как на закрытье сезона тогда?..
К счастью, этот сезон для меня нескоро закроется, а, значит, есть, чем жить, к чему стремиться, какие новые высоты брать. Пусть их будет побольше!
***


3 место - Сапарина Ирина, г. Саратов, Гимназия № 1, 8 "Д" класс.
Руководитель: Рожкова Наталья Дмитриевна, заместитель директора


«Когда точка должна стать запятой…»


Когда точка должна стать запятой…
«Вчера я пообещала,
Что когда у меня не будет сил тут писать,
Поставлю точку в знак того, что я еще есть.
Сегодня как раз такой день.
Нет сил:
. » Это последняя запись в электронном дневнике Юлии – девочки, которая умер-ла от рака в 2003 году. Ей было четырнадцать лет, когда оказалось, что она больна
раком. Одно слово разрушило все ее планы, мечты. Три года скитаний по больнцам, клиникам. В Америке могли бы помочь, но откуда ее мама, работающая учительницей в школе, взяла бы такие деньги? Юля мучилась, лекарства не помо-гали.
А когда-то она мечтала стать врачом, чтобы лечить людей, избавлять их от
страданий, которые сама испытывала до последних дней…
Тебя нет в этом мире уже семь лет. Ты, наверное, хотела бы спросить: «Что
изменилось за эти годы?» В целом, наверное, ничего. Мы всё так же учимся, гу-ляем с друзьями, ходим в кино, по магазинам. Сидя в парикмахерской и глядя в зеркало, обеспокоены лишь фасоном прически и цветом волос и не обращаем внимания на то, что у нас есть ещё и руки, способные нарисовать и раскрасить мир в любые
цвета. Танцуя на дискотеках или катаясь на коньках, мы совершенно не задумыва-емся, что для кого-то просто стоять на своих ногах – это несбыточные мечты.
По дороге в школу мы слушаем любимую музыку из плеера и не задумываемся,
что кто-то мечтает услышать голос мамы, пение птиц или хотя бы тиканье ча-сов…
Мы расстраиваемся из-за пустяков: в школе поставили плохую отметку,
не разрешают пойти гулять или отключили Интернет – это огорчает и раздражает нас. Мы всё так же не понимаем взрослых, а они все также находят лишь одно
объяснение нашим поступкам: «потому что мы – молодёжь». Мы мечтаем о
«навороченных» телефонах, «клёвых» ноутбуках и модных сапогах.
Что бы ты сказала об этой гонке за звание «крутого»? Ты, которая мечтала
заснуть, а из-за жуткой боли не могла даже закрыть глаза; ты, для которой
по-настоящему счастьем было дожить до дня рождения, чтобы поехать в парк и
посидеть на скамеечке под зелёным дубом.
Сейчас под этим дубом сидит компания подростков. Им безразлично, зеле-ный дуб или синий, им важен лишь яд в бутылках и ярких банках. Люди проходят мимо. Им тоже безразлично, что несовершеннолетние ребята распивают в парке алкоголь. Самое большее − прохожий бросит презрительный взгляд на кучку детей, из уст
которых вырываются порой совсем не детские словечки. А утром дворник в
который раз начнет подметать окурки, недоуменно поглядывая на стоящий рядом со скамейкой мусорный бак.
Ты постоянно думала о маме, ты боялась ее огорчить, боялась, что, видя твои
мучения, маме будет очень больно и тяжело. Ради нее ты снова училась улыбаться, хотя порой было больно пошевелить потрескавшимися губами. Ты боялась умирать, ни разу не увидев своего отца…
Твои ровесники тоже думают о своих родителях, о том, как сделать так,
чтобы они не узнали, как их дети проводят свое свободное время, сколько сигарет выкуривают и сколько банок выпивают. Они, конечно, любят своих родителей, но
в то же время могут обидеть самых дорогих людей грубым словом, ведь их забота кажется чрезмерной для уже «взрослых» ребят.
Эти же подростки пишут в Интернете «Жить не хочу». Ты, конечно,
не понимаешь, откуда берутся эти слова. Все просто − это стало модно. Эти обык-новенные слова приобретают страшный смысл, особенно для тех, для кого они
становятся последними. Часто к этому их подталкивают современные фильмы,
в которых не раз произносятся подобные фразы. А кому не хочется почувствовать себя героем или героиней какой-нибудь романтической истории?
В субкультурах вообще считается нормальным говорить: «Лучше бы меня
не было на этом свете…». Помнишь, ты все время благодарила судьбу за то, что она подарила тебе семнадцать лет жизни, тяжелой, но все-таки жизни! Ты не понимаешь, как можно говорить эти слова и при этом спокойно смотреть в глаза
родителям, которые подарили тебе жизнь. Смогут ли эти «герои» повторить эти фразы при ветеранах, которые шли в атаку в сорокаградусный мороз, на глазах
которых погибали товарищи? А как же те дети, которые голодали в блокадном
Ленинграде, те, кто в последние минуты жизни кровью писали
«За жизнь во всем мире»? Как же двадцать семь миллионов человек, погибших в годы Великой Отечественной Войны? Ведь они умирали ради того, чтобы мы
сейчас жили! Неужели мы так легко можем забыть об этом?!
Чтобы ты ответила тем моим сверстникам, для которых мир окрасился в чер-ный цвет? Наверное, ты бы сказала им, чтобы они не торопились ставить точку по своему желанию, чтобы всегда искали выход из лабиринта проблем.
В мире есть люди, которым приходится намного тяжелее, ведь судьба ли-шила их здоровья, оставив взамен огромную силу воли и силу духа...
В Ванкувере российские параолимпийцы получили больше всех медалей − тридцать восемь. Этими спортсменами до сих пор гордится и восхищается вся
страна. Но это сейчас, а перед этим был сложный путь страданий, отчаянья,
преодоления.
Маше Иовлевой врачи сразу после рождения поставили страшный диагноз и
сказали, что девочка не проживет больше трех лет, что она не сможет даже сидеть.
Потом были долгие годы в интернате, изнурительные тренировки от рассвета
до заката и одно огромное желание − жить и победить! Сейчас Маша в свои
двадцать лет чемпионка Параолимпиады 2010 по биатлону. Не меньше трудностей пришлось пережить другому нашему лыжнику и биатлонисту Иреку Зарипову,
потерявшему обе ноги в автокатастрофе. Но это не помешало ему стать 4-х кратным чемпионом Параолимпиады в Ванкувере.
А ведь когда-то эти люди так же расстраивались и мучались. Им, как и тебе, больно было видеть равнодушие, еще больнее − сострадание. Они смогли не только победить в соревнованиях, но и осилить болезнь, преодолеть себя.
Ты скажешь, что не все болезни можно победить. Да, но никогда не надо
отчаиваться. Наука шагает вперед, и многие болезни сейчас успешно лечатся.
Последняя Нобелевская премия по химии присуждена ученым, благодаря откры-тию которых многие больные раком теперь, возможно, выздоровят. Тогда они смогут
поставить вместо точки запятую, ведь жизнь будет продолжаться, а это самое
главное.
***


3 место - Ваничкина Екатерина, Балтайский район, "МОУ СОШ с. Балтай", 9 класс.
Руководитель: Ваничкина Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы.

"Дедушкина деревня"


Есть на карте Саратовской области деревня с очень красивым названием – Еленовка. Жаль, что это название осталось только на карте, потому что уже более двадцати лет жизнь в этом селе остановилась. Нет, виной тому ни экологические катастрофы, ни пожары, ни наводнения, ни землетрясения. Просто все жители один за другим покинули деревню. Когда-то это была большая и красивая деревенька, одна из старейших в районе. Память о ней живёт в сердцах бывших жителей, которым пришлось покинуть родные места и перебраться либо в город, либо в соседние сёла. Почему? Теперь уж вряд ли кто вспомнит.
Помнит свою малую родину и тоскует по ней и мой прадедушка. Сейчас он живёт в Саратове, но воспоминания о милой Еленовке, утопающей в цвету садов весной, занесённой по самые крыши низеньких домов зимой, не отпускают его до сих пор.
Возможность побывать на родине моих предков мне представилась неожиданно. Как-то в начале мая мама спросила меня:
- Хочешь побывать в тех местах, о которых рассказывал дедушка?
- Конечно, хочу,- обрадовалась я.
И вот мы уже в пути. Дорога оказалась недлинной, через поля, мимо леса. Перед моими глазами открылась неожиданная картина.
- Вот это и есть наша деревня! - с гордостью сказал дедушка.
- А где она? - удивилась я.
Разрушенные дома, нет, даже скорее холмики, заросшие бурьяном, над которыми возвышаются остатки печей. Но, что удивительно, сохранились сады возле каждого дома, вернее того места, где он был. Заброшенные, заросшие, неухоженные сады были все в цвету. Не хотели, видно, они верить, что уже никому не нужны, что не выйдут хозяева полюбоваться белым цветом вишен, яблонь, груш, радуясь в душе, что год будет урожайным.
Мы шли по еле заметной тропинке от дома к дому, дедушка рассказывал, кто жил когда-то здесь. Наконец мы подошли к тому месту, где был дом моего дедушки. Полуразвалившийся подвал, в котором зимой хранили овощи, печная труба да две берёзки около повалившегося палисадника.
По щеке дедушки скатилась слеза, он вздохнул и сказал:
- Вот и всё, что осталось от нашего дома…
Тяжело прийти к тому месту, где был твой дом, родились и выросли дети, словом, прошла вся жизнь. Дедушка вытер слёзы и начал неторопливо говорить:
- Деревня наша возникла очень давно. Старые люди рассказывали, что откуда-то с верховьев Волги пришли три брата Осан, Сарай, Резай и сестра их Елена. Они-то и основали сёла в нашем районе: Осановку, Сарайкино, Резайкино и нашу Еленовку, а мы, жители, любовно называли её Алёновка.
В красивейшем месте меж двух лесов стояла она. Жили в то время в ней простые крестьяне. Деревня была небольшая, всего три порядка, а вот в воде был большой недостаток. Рядом с нашим селом был чудесный родник с поистине живой водой, поэтому по приказу графа Нессельроде построили водопровод, который исправно работал много лет. Вода из центральной бассеи, которая находилась на горе в лесу, текла по трубам в село, где стояло несколько бассеек, в них-то и собиралась вода. (Как ни странно, но все эти бассеи сохранились и даже почти не разрушились со временем. На одной из них отчётливо была видна дата постройки – 1929 год).
- Вкусная, свежая родниковая вода была гордостью нашего села. Кто хоть раз в жизни испил нашей водицы, не мог забыть этот чудесный вкус никогда, - продолжал свой рассказ дедушка. – Да и деревня наша была одной из красивейших в Балтайском районе. Со всех сторон окруженная лесами, невысокими горами. Вот одна из них видна от нашего дома, посмотри на нее. Знаешь, как мы её называли? Лысая.
«Как в сказке про ведьм, - подумала я».
- А почему?
-Видишь, на ней нет ни одного деревца, ни одного кустика, только камни. И крутая она очень, мало кто по ней поднимался. А вот другая гора, ее мы называли Серая. Летом целый день палило ее солнцем, трава, которая там росла, быстро высыхала и издалека гора казалась на самом деле серой.
Еленовку со всех сторон окружали леса. Как только сходил снег, и земля немного просыхала, ребятишки и взрослые шли в лес за первыми цветами, потом за ягодами, грибами, запасали дрова, веники, косили траву.
Многие лесные поляны имели свои названия, их я помню до сих пор: Поварнева, Вишнева, Порубка, Ступица, Винница, Черемишневая поляна.
- Какие красивые и необычные названия, - сказала я. – Наверное, никто уже и не помнит, почему поляны так назвали.
Мы неторопливо шли по бывшей деревне, родине моего дедушки. Места здесь удивительно красивые, а воздух такой чистый, какого в городе никогда не будет. Торопиться нам было некуда, и мы решили подняться по горе в
лес, чтобы отыскать родник. Шли довольно долго по старой лесной дороге. И вот в глубине леса увидели бетонный колодец родника. Дедушка опустился на колени, зачерпнул рукой воды, выпил и предложил нам тоже попробовать. Вода и правда была удивительно вкусная.
День пролетел незаметно, пора было уезжать. Немного жалко было расставаться с Еленовкой. Не давал покоя вопрос: почему такие красивые места оказались заброшенными, никому не нужными? Да мало ли таких деревушек, как Еленовка, в которых когда-то кипела жизнь, а теперь остались только воспоминания о них? Кто-то назвал их неперспективными, и люди покинули такие чудесные места, в которые бы и рады теперь вернуться, да уже поздно.
Нет сейчас на земле Саратовской деревни Еленовка. Исчезла она во времена укрупнения сёл и урбанизации, разъехались люди по другим сёлам и городам. Но живет и течет родник с живой водой, чтобы напоить бывших своих жителей, дать им новых сил перед долгой разлукой…
***


Номинация: "Жизнь замечательных людей"


1 место - Нестерова Людмила, Петровский район, п. Мирный, МОУ СОШ №2 имени Героя Советского Союза П.С. Шамаева, 11 класс.
Руководитель: Герасимова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы.

«Впоисках идеала»
(Интервью со священнослужителем Дионисием Абрамовым, настоятелем Казанской церкви города Петровска)
[/center]

Каким, по вашему представлению, должен быть священнослужитель – образ идеального православного человека? Спокойный, степенный, немногословный, с умиротворенным взглядом, молитвенный – примерно такие образы возникают у большинства людей при упоминании слова «священник».
Недавно нашу школу посещал интересный человек. Представили нам его просто – отец Дионисий. Как позже выяснилось, отец Дионисий приходит к старшеклассникам нашей школы уже не первый год. Он беседует с ними на самые различные темы: терпимость, любовь… Его всегда с одинаковым интересом слушают и школьники, и учителя.
Отец Дионисий удивил нас своей непосредственностью: до встречи с ним представление о том, каким должен быть священник, было несколько иным. Открытый, коммуникабельный, обладающий приятной внешностью, эрудированный (причем далеко не только в основах православной культуры), этот человек сочетает в себе все характерные черты современности. Хотя это неудивительно: отцу Дионисию 35 лет. Мне стало интересно, как человек смог совместить в деятельности священника все вышеперечисленные качества, в каких жизненных условиях могла сформироваться такая интересная личность?
Я решила встретиться со священником вне школьных стен. Мне хотелось знать больше о жизни этого удивительного человека. Назначить встречу оказалось не так уж и просто: постоянные разъезды протоиерея не давали возможности взять интервью. Но благодаря директору школы встреча все-таки состоялась.
Интервью я начала с общих вопросов о дате и месте рождения. Была немало удивлена, узнав, что отец Дионисий родом довольно далеко от нашей области - из Твери. Далее разговор продолжается…
- Отец Дионисий, расскажите, как проходит Ваш день?
- Мой день начинается очень рано и заканчивается довольно поздно. Если сегодня церковный праздник, то первая половина дня – это служба. Далее – преподавание основ православной культуры в Воскресной школе. По роду деятельности приходится много путешествовать. Например, сегодня утром я был в Воронеже, вечером отправляюсь в Ртищево… Примерно половина рабочей недели проходит в дороге.
- Вам часто приходится по роду деятельности бывать за границей?
- Да, довольно часто. Причем, это не только страны ближнего зарубежья (например, такие, как Украина, Молдавия), но и западные страны, дальнее зарубежье.
- Культура западных стран много отличается от нашей?
- Зависит от страны. Особенно отличается религиозная культура. В Израиле в воскресенье сложно попасть в храм: он заполнен народом так, что яблоку негде упасть. У нас же в воскресенье народу в церкви чуть ли не меньше, чем в обычные дни.
- Библейская мудрость гласит: «Не сотвори себе кумира». Отец Дионисий, скажите, есть ли в Вашей жизни идеал?
- Безусловно, в моей жизни есть люди, на которых я порой ориентируюсь. Это мои первые наставники – духовники. Конечно, я не имею в виду подражание. Бывает так, что я смотрю, как проводит службу батюшка, и мне хочется служить так же. Что-то мне нравится в одном человеке, что-то в другом… В этом нет ничего дурного. Хороший пример всегда полезен.
- Что Вам меньше всего нравится в Вашей деятельности?
Подумав, отец Дионисий отвечает:
- Меньше всего в моей деятельности мне нравится то, что приходится иметь контакты с теми людьми, с которыми порой совсем не хочется общаться.
- Круг людей, с которыми нужно общаться, наверное, очень широк?
- Да. От вышестоящих начальников до простых бабушек в церкви. Причем вопросы задаются самые разнообразные. Это и строительство храмов, и реставрация церквей, и преподавание основ православной культуры, и обычные житейские проблемы…
- Вы посещаете школы города, беседуете со старшеклассниками, то есть много работаете с молодежью. Скажите, какая на Ваш взгляд современная молодежь? Есть ли отличия от молодежи 90-х годов?
- Конечно, отличия есть, и вызваны они прогрессом. Сейчас больше развита наука и техника. У нас, например, не было ни компьютеров, ни мобильных телефонов.
Многие говорят, что современная молодежь очень распущена, я с этим не согласен. То же самое можно сказать и о взрослых. Люди разные бывают. И такая проблема на самом деле есть в любое время.
- Раз уж мы затронули тему молодежи, спрошу о вашем отношении к молодежным субкультурам.
- Любая субкультура есть не что иное как навязывание своих норм и правил, принятие определенных ценностей. Это можно сравнить с сектой. В последнее время таких направлений появилось очень много. Но опять-таки – группы бывают разные…
Наш разговор принимает неожиданный поворот.
- Готы, например?
- Готы, на мой взгляд, антирелигиозное движение. Несет в себе элементы оккультизма и бесовщины. Я думаю, что пройдет пара лет, и это движение пойдет на убыль.
- Насколько мне известно, это довольно древнее движение…
- Не стоит путать понятие современной готической субкультуры с германским народом II-IX веков. Как человек, окончивший исторический факультет, скажу абсолютно точно, что связи между этими двумя понятиями нет никакой. Да и в наше время готов не было. Панки, металлисты были, а готов – нет.
- Спасибо, - благодарю отца Дионисия за действительно интересную и в какой-то мере полезную информацию. - Предлагаю вернуться к прежней теме разговора.
- Спрашивай, - улыбается протоиерей.
- Скажите, влияет ли профессия на Ваши семейные дела?
- Любая профессия влияет на семью.
- А какое влияние оказывает именно Ваша деятельность? Например, воспитание детей несколько иное, чем в обычных семьях?
- Да, воспитание строже. Моя дочь – единственная в своем классе, кто не имеет мобильного телефона. Я считаю, что всему свое время. Я прекрасно освоил современную технику, в том числе и мобильный телефон, после тридцати лет.
- Расскажите о своих увлечениях. Любимые литературные произведения, музыка.
- Вообще, я считаю себя очень разносторонним человеком. Как таковых любимых книг у меня нет. Что касается классической литературы, мне нравятся многие произведения Н.И. Лескова, А.П. Чехова. Нравится творчество П.И. Мельникова-Печерского. Сказать, что я читаю только какого-либо одного писателя, будет неправильно. У каждого есть хорошие произведения и не очень. Один рассказ Толстого мне нравится, а другой – нет. Если рассматривать современную литературу, то здесь я не люблю детективы. В дороге с удовольствием читаю Акунина. Может, кто-то расценит это как признак дурного вкуса, но мне это кажется интересным (улыбается).
Музыку тоже предпочитаю самую разную. Если брать классику, то в первую очередь это Моцарт, Вивальди. Недавно был на концерте Пелагеи (прим.: современная представительница отечественной этно-фолк-музыки) Мне понравилось. Также нравится театральная музыка. Театр – одно из моих увлечений. Бывал на многих спектаклях. Сейчас собираюсь посетить постановку Олега Табакова «Женитьба Фигаро».
- У Вас очень богатая светская и культурная жизнь (отец Дионисий - Благочинный Петровского и Ртищевского округов Саратовской епархии, настоятель Казанской церкви города Петровска, обладатель множества церковных наград), есть семья. Как Вы все успеваете?
- Герой рассказа «Собачье сердце» профессор Преображенский (М. Булгаков) очень точно сказал: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».
Фраза мне понравилась, и я тут же ее добавила в свою «копилку» любимых афоризмов и цитат.
Я поблагодарила протоиерея за интервью, на прощание он подарил мне две книги. Это «Труды Саратовской православной духовной семинарии» и «Жизнеописание святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».
Этот разговор побудил меня задуматься о многих важных вещах: о религии, о проблемах современной молодежи, о роли профессии в твоей жизни и о влиянии ее на жизнь окружающих тебя людей. Различные мысли посетили меня. Посмотрела на часы и вспомнила, сколько дел меня еще ждет дома. Торопливо достала мобильник и хотела набрать папе, чтобы приехал за мной пораньше. И как-то сама собой вспомнилась цитата из «Собачьего сердца». Успевает всюду тот, кто никуда не торопится… Телефон вернулся на прежнее место.

Вопросы моего интервью не были случайными. Всю свою сознательную жизнь мы стремимся к идеалу, ориентируясь на поступки тех или иных знакомых нам людей. Идеальный образ мы можем увидеть и в одном человеке. Библейская мудрость гласит: «Не сотвори себе кумира», и здесь важна грань, которая проходит между продуманным стремлением «превзойти своего учителя» и слепым поклонением человеческой личности. Думаю, каждому из нас знакомо чувство желания быть похожим на более успешного, сильного духом. Кажется, я нашла для себя такой идеал.
***


2 место - Комягина Инна, г. Энгельс, МОУ СОШ №1, 11 "б" класс.
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Трофимова Светлана Михайловна

"Она не может не помочь"


Мурр. Как славно лежать тихим зимним вечером в тёплой комнате. Вся суета дня остаётся где-то далеко. В голову приходят только приятные мысли. Да, мысли! Если я кот, это ещё не значит, что я не могу отдохнуть, размышляя о жизни: о том, что предстоит сделать завтра, о людях и животных, которых встречу на своём пути и, конечно, о своей хозяйке, которая сейчас сидит в кресле рядом со мной и спокойно смотрит телевизор. Однако я не представился. Меня зовут Тимофей, можно просто Тимка, как зовёт меня Валентина Ивановна, не просто добрая, честная и отзывчивая женщина, о которой я хотел рассказать, но и человек, который меня приютил, когда я был ещё совсем маленьким котёнком.
Я помню тот день. Утро было серое, пасмурное, казалось, что солнце обиделось, спряталось за тучки и плачет там мелкими каплями. Я был весь мокрый, продрогший после холодной ночи. Короткая шёрстка ничуть не грела. Пустой желудок давал о себе знать. Укрытие от пронизывающего ветра нашлось только в старой картонной коробке. Вдруг я услышал тяжёлые шаги. Ко мне медленно подошла женщина в тёмно-зелёном пальто. Я не мог поверить в случившееся. Она взяла меня на руки, укрыла платком и принесла в свой дом, который с того момента стал и моим.
Я не раз убеждался в исключительных человеческих качествах моей Валюши. Иногда мне кажется, что она не может не помогать людям. Валя постоянно присматривает за старенькой бабушкой, живущей по соседству, оказывает ей помощь по дому, в огороде, по её просьбе покупает продукты. Овощи и фрукты, которые выращивает на своём участке, она не продаёт, как ей часто советуют, а просто отдаёт знакомым, соседке, которая одна воспитывает несколько детей. Оставшегося нам с хозяйкой всё равно хватает. У нашего двора часто появляются бездомные собаки, которых она подкармливает. Берёт к себе домой на время Егорку, небольшого пёсика своей дальней родственницы, которая часто болеет или бывает в отъезде, и, конечно, заботится обо мне, покупая еду и лакомства для меня на свою небольшую пенсию. Несмотря на то, что мы с ней иногда ругаемся, обижаемся друг на друга, я знаю, что она меня любит.
Однажды в её почтовый ящик по ошибке опустили чужое письмо. Я думаю, что не каждый человек поедет на другой конец города, чтобы отдать конверт адресату, но моя хозяйка, не задумываясь, взяла его, оделась и ушла. Вернулась она через два часа. Выглядела очень уставшей, но её глаза тихонько смеялись. Сначала я не понял, почему, но через несколько дней в окно нашего дома постучалась незнакомка, она хотела ещё раз поблагодарить Валю, принесла небольшую коробочку конфет, и они вдвоём долго сидели на кухне, пили чай и тихо беседовали о письме, о матери этой женщины, которая написала его, и о многом-многом другом. Женщина ушла, унося на своём лице выражение искренней благодарности. Я не раз видел это выражение у людей, приходивших и уходивших из этого дома.
Хозяйка становится старше, гостей у неё с каждым годом становится всё меньше: постоянно приходит лишь пара соседок, на праздники навещает несколько бывших коллег, которые не забывают о ней после её ухода на пенсию, иногда приезжает племянница из Саратова, раньше у неё часто проводил время брат, но его недавно не стало.
Вот и сейчас мы сидим с моей Валюшей одни, смотрим вечерний выпуск новостей, в доме спокойно и тихо, создаётся ощущение пустоты. Я чувствую, что нужен ей, и она необходима мне. Несмотря на всю свою доброту, Валя часто остаётся в одиночестве, а ведь она тоже нуждается в помощи, теплоте, заботе и понимании, поэтому я никогда её не брошу. Мрр-мррр.
***


2 место - Субботкина Анастасия, г. Энгельс, МОУ «Гимназия №8».
Руководитель: Васина Людмила Васильевна

"Всегда рядом"


ВСЕГДА РЯДОМ…
Год 1997. В кино показывали знаменитый «Титаник», который через 10 лет я посмотрю раз десять. Октябрь. Желто-красные листья устилают дорожки. Дождик линует окошки. И солнышко, пробиваясь из-за тяжеловатых облаков, ласкает землю последними теплыми лучами, отражаясь солнечными зайчиками в окошках домов. Природа шепнула, что сегодня произойдет что-то очень важное…
Она меня дома ждала из роддома
(об этом я знаю из фотоальбома),
Где бережно папины сильные руки
Отдали ей сверток со мной на поруки.
Ее руки мягче – почти как у мамы.
И станет она главным маминым замом.
И хоть обойдёте вокруг вы планету -
Но лучшего зама для мамы и нету!

Год 1999. Наши фигуристы выиграли все медали чемпионата мира. Я надену коньки еще лет через пять. А пока… А пока я ловила с мамой резные белые снежинки, мчалась на санках со снежной горки наперегонки с папой и сбивала снежные шапки с елей. Мир вокруг казался таким большим! Люди вокруг такими высокими! А снежинки такими красивыми! А важная встреча, случившаяся два года назад, приходила ко мне каждый день…

Мой первый шажок. Мое первое слово.
(Год первый прошел. Уж начало второго.)
И после слов «Мама» и «Папа», «Агуша»
Я четко и громко сказала «Танюша».
Я мелко шагаю – она со мной рядом.
Поет мне, играет со мной, если надо.
И пусть не поверите, пусть не поймете,
Но лучшей ведь няньки вы вряд ли найдете!

Год 2001. Весь мир наблюдал полное солнечное затмение. А я наблюдала за тем, как меняются времена года. Как мягко укрывает землю белым одеялом снег. Как быстро текут ручьи. Как распускаются первые листочки. Как разлетаются от дуновения ветерка белые самолетики одуванчиков. Как распускаются при первых лучах солнца садовые цветы. И как разбегаются по лужам круги от каждого удара дождевой капли. Мир вокруг становился все интересней…

Мы с нею учились считать понемножку,
Она научила где – вилка, где – ложка.
Мы с ней постигали весь мир большой смело:
Она объясняла, где – право, где – лево.
Крутили мы глобус, ища страны мира,
Я слушала тихо сонеты Шекспира.
Она на загадки в стихах мастерица!
А мама ее называет «сестрица».
Тогда поняла я! От Вас не таю:
История эта… Про тетю мою!
И хоть обогните пять раз вы планету -
Из всех в мире теть лучшей тети и нету!

Год 2003. Я в первый раз увидела передачу, которая совсем скоро станет моей самой любимой- «Самый умный». И первым осенним днем, прихватив портфель, я за руку с мамой и папой открыла для себя новую дверь. И звонкий первый звонок позвал меня в потрясающий мир знаний. Может, подать уже заявку и попробовать себя в «Самом умном»?

Что ж... Время идет. Я чуть-чуть подросла.
Купили портфель, и я в школу пошла.
Цветы, шары, банты. Вот папа и мама.
А рядышком тетя – как мамина зама.
Уроки, звонки, школьный двор, перемены…
А дома родители с тетей бессменной.
И тетя лепить меня учит из глины,
С докладом поможет, поищет картины.
Мы с нею читали, задачки решали,
И презентации вместе писали.
А в школе Танюша была активисткой
Медаль золотая – она медалистка!
И в ВУЗе ей было учиться охота:
Три года висела на доске почета!
И вам по секрету скажу сейчас тоже:
Я очень хочу быть на тетю похожа!
Мы с ней обсуждали друзей в сериале
(По пять сериалов на каждом канале),
И я с нетерпеньем жду новый эфир,
Где главный герой – мой любимый вампир!
Не знаю, что скажете вы, что споете…
Но лучшей подруги вовек не найдете!


Год 2010. Мир объявил о присуждении Григорию Перельману математической премии за доказательство гипотезы Пуанкаре. Я учу математику - ведь Перельман тоже с чего-то начинал. Аккуратно написанные строчки заполняют мои тетрадки. А закладки в книжках откладывают четкие метки моих знаний. Мир вокруг играет всеми цветами радуги. Рядом со мной мои школьные друзья, прекрасные учителя, любимые родители и… моя тетя.

Осень. Октябрь. Две тысячи десятый
И класс уж седьмой. И совсем уж не пятый.
И тетя давно проживает в Москве…
Но вечером в Skype выходит ко мне!
Мы вместе смеемся, решаем задачи
И обсуждаем ТВ-передачи.
Мы с ней подружились у бабушки дома,
Когда меня папа принес из роддома.
И дружба с годами у нас стала крепче!
(А вовсе не хрупче и может чуть цепче).
И пусть я родилась в семействе врачей,
Мечтаю быть тетей. Она – казначей!
И если проблемы в семейном бюджете –
Спросите Танюшу – она Вам ответит!
И пусть повторюсь я. И пусть! Ну а все же…
Я очень хочу быть на тетю похожа!
И после родителей – классных врачей –
Она – самый лучший из лучших людей!!!

P.S.
Она приняла в моей жизни участье…
Я верю в победу!
***


3 место - Кузьмин Александр, Турковский район, с. Каменка, МОУ СОШ с. Каменка, 9 класс.
Руководитель: Ионов Владимир Александрович

"Отказаться от родины – отказаться от жизни"


«Отказаться от родины - отказаться от жизни», - так говорит мой дед Борисов Николай Герасимович, которому сейчас 84 года. Он живет со своей женой, моей бабушкой Верой Ивановной в селе Ивлевка уже 56 лет.
Для меня эти люди - живая история, история поколений, и я горжусь ими. Когда у меня будет своя семья, дети, внуки, я буду рассказывать им о своем деде, прадеде, бабушке. И глубоко корнями прорастет эта память.
Я хочу рассказать о своем дедушке Борисове Николае Герасимовиче. Хотя ничего особенного он, наверное, не совершил: жил, работал, воевал, как и многие люди нашей страны. Но сила его духа, мужество, его любовь к своему родному краю заставляют меня с глубоким уважением относиться к этому человеку, да и не только меня…
Мой дед родился 25 апреля 1926 года в селе Ивлевка.
Семья была большая - 6 человек детей. Его мать и отец работали в колхозе - пахали на быках землю, серпами косили пшеницу. Отец Николая Герасимовича был плотником. Строил дома. Свой дом - большой и просторный - он построил сам. В доме было две печки. В горнице висели зыбки. По вечерам вся семья собиралась за столом у керосиновой лампы. Кто готовил уроки, кто играл, мать вязала, шила, отец читал газеты.
В 7 лет дед пошел в школу. Проучившись 4 года, он начал работать, чтобы помочь родителям - пахал пашню на быках, скирдовал сено, солому, а зимой молотил зерно. Работал за трудодни.
Война 1941 года не обошла стороной и наше далекое село. В армию забрали старшего брата, а в1943 пришла очередь и Николая. Сначала служил в Сердобске в полку связи, затем его перебросили в Румынию, в город Краево. Когда появлялось немного свободного времени, писал домой письма. Мечтал о том, как вернется в свою родную деревню, встретится с отцом, обнимется с матерью. Через два года его перебрасывают в Германию.
12 ноября 1947 года во время учений Николай Герасимович подорвался на немецкой мине. Чудом остался жив. Потерял левую ногу, правая рука была пробита насквозь осколками. В военном госпитале пролежал десять месяцев, перенёс несколько операций. А в голове лишь немой вопрос: «Как жить дальше?» На одной ноге домой возвращаться не хотелось. Но дед нашёл в себе силы и сказал: «Домой вернусь на обеих ногах».
Когда в 1948 году он демобилизовался и пришёл домой, почти никто не догадался, что у него нет одной ноги. Так мой дедушка научился ходить на протезе.
Сидеть дома Николай Герасимович не пожелал. Пошёл работать. С удовольствием выполнял любое порученное ему дело. В 1954 году женился на Куделиной Вере Ивановне. Обоим было по 28 лет. Счастье пришло в дом, когда в 1956 г. родился сын, 1961г. – двойняшки – сын и дочь. И лишь когда дедушке исполнилось 55 лет, он ушёл на заслуженный отдых.
Сейчас в их семье семь внуков и пять правнуков. Жители села с уважением относятся к моему деду, прислушиваются к его советам. Даже сейчас, когда село распалось, Николай Герасимович остается преданным жителем своей деревни.
Он говорит: «Отказаться от родины – отказаться от жизни. Многих людей, которые уехали их села, уже нет в живых. Тоска по родине их сгубила. Всякая птица своё гнездо любит».
Я пока учусь в 9 классе и не знаю, куда закинет меня судьба. Но точно знаю, где моя родина и где мои корни.
***


3 место - Данилкина Александра, г. Энгельс, МОУ Гимназия № 8, 6 "а"класс.
Руководитель: Яковенко Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.

"Жизнь замечательных людей.
Интервью."
[/center]

Я долго думала, у кого бы взять интервью? Я понимала, что это должен быть известный и интересный человек. Быть может даже актер или певец. Но… Я с ними, к сожалению, не знакома. И вдруг я подумала о своих родителях. Конечно, я довольно много знаю о них, но хочется узнать гораздо больше, тем более, что они – замечательные и интересные люди - люди одной профессии. Моя мама и папа – врачи. Папа – врач – ЛОР, он делает сложные операции взрослым и детям. Мама – врач – невропатолог. Я решила задать вопросы папе, так как мама в тот момент уехала в командировку.
- Кем ты мечтал стать в детстве?
- Милиционером!
- Неожиданное начало.… Какой у тебя был любимый предмет в школе?
- Физкультура и история.
- Чем увлекался в детстве?
- Музыкой и спортом. Играл в духовном оркестре на трубе и гонял в футбол.
- Почему ты выбрал профессию врача?
- К концу школы я понял, что самое главное в нашей жизни – это здоровье, и решил стать врачом.
- В каком институте ты учился?
-В Саратовском Государственном Медицинском Университете (СГМУ), в течение семи лет.
- Ничего себе?! Довольно долго!.. Как ты познакомился с мамой?
- Мы вместе учились в школе, потом поступили в университет. На протяжении нашей совместной учебы мы были хорошими друзьями.
- Расскажи о вашей свадьбе?
- Это была студенческая свадьба – веселая, молодежная, хмельная! Осталось много фотокарточек и фильм.
- Как ты любишь отдыхать?
- Предпочитаю активный отдых. Люблю рыбалку, спорт, музыку, современные бальные танцы.
- Есть ли у тебя верный друг?
- Да, есть. Мы дружим с первого класса. Сейчас он далеко, но мы видимся часто.
- О чем ты мечтаешь?
- С одной стороны, хочется оставить след в этой жизни, а с другой, - чтобы люди были здоровы и было меньше работы для врачей.
- А что ты думаешь о современной музыке?
- Ценю хорошую музыку и текст со смыслом. Близко творчество Шахрина, люблю бардов. Нравится слушать классику: Чайковского, Моцарта, Вивальди.
- А животных ты любишь?
- Да, я очень люблю животных. Они окружали меня с самого детства. Сейчас с нами живет кошка по кличке Матильда.
- Что для тебя «семья»?
- Семья для меня – это главное в жизни. Меня радует, когда улыбаются мои девчонки: жена, дочка и кошка.
- Вспомни грустный и смешной случай из жизни.
- Грустный: Во 2-м классе я подрался с девочкой. Она меня поколотила. Было не больно, но обидно и стыдно, - стыдно за то, что меня побила девчонка. Мне даже в школу не хотелось идти, но потом все забылось.
Смешной: В 5-м классе в пионерском лагере на День Рыбака я занял 1-е место, поймав рыбу размером с мизинец. Смешно, но другие не поймали ничего. Второе место дали мальчику, который весь день просидел на одном месте. Он получил приз за упорство.
У моих родителей трудная, но очень нужная, важная и благородная профессия. Они отдают ей много сил и времени. Однако я их понимаю, ведь врачи и учителя учатся всю жизнь. Я сама мечтаю стать психологом и хочу, чтобы у меня была такая же дружная и веселая семья, как наша.
[center]***


3 место - Фролова Анастасия, г. Саратов, МОУ «Гимназия № 1», 8 «Д» класс.
Руководитель: Рожкова Наталья Дмитриевна, учитель русского языка и литературы
"Фронтовой почтальон"


Недавно мы отметили 65 лет Победы в Великой Отечественной Войне. В России нет ни одной семьи, которая не имела бы отношения к этому событию. Не многие участники этой войны дожили до наших дней, но они все-таки есть, и, к сожалению, с каждым годом их становится все меньше и меньше. В канун праздника Победы мы все дарили ветеранам цветы, поздравляли их и говорили «спасибо». А что мы делаем для них в обычные дни? К несчастью, многие из нас про них забывают, а ведь это самое страшное для ветеранов. Главная награда для них – это наша память. Они хотят, чтобы мы помнили о них, не забывали их, они хотят, чтобы наше поколение знало все, что пришлось им пережить за те годы. Я уверена, что этого хотел и мой прадедушка, поэтому наша семья бережно хранит память об этом прекрасном человеке.
Мне очень жаль, что я знаю своего прадедушку только по фотографиям и рассказам своих родных. Мне всегда хотелось узнать о нем еще что-то новое, например, какой у него был характер: веселый и шутливый или больше задумчивый, серьезный; общительный, разговорчивый или не очень; требовательный, строгий или мягкий, добродушный? Из рассказов мамы, бабушки, тети и дяди я узнала много интересн